— Алексей Ильич, мы в большом смятении, хотели бы знать ваше мнение. Как относиться к благословению Патриарха воздержаться и не ходить в храм во время карантина?
Сейчас всё чаще приходится вспоминать великую истину Отцов: без рассуждения нет добродетели. Храмы не закрывают, никакой борьбы с Церковью нет, лишь на малое время призывают воздержаться от хождения в них, поскольку совершенно очевидно, что коронавирус – это очень тяжелое заболевание. И, кажется, ясно, что в храме, как и в любом общественном месте, легко и заразиться, и заразить. На каком же в таком случае основании и по какой заповеди христианин должен во что бы то ни стало обязательно идти в храм, несмотря на то, что это может привести и его, и других людей к смерти?
Множество людей спасалось, совсем не имея возможности быть в церкви (как в эпохи гонений), другие очень редко, лишь для принятия святых Христовых Таин приходили в храм. Ибо спасает человека не храм, а жизнь по заповедям, молитва, покаяние. Самого Христа на казнь отправил не кто-нибудь, а самые ревностные служители храма и исполнители закона Моисеева, поскольку делами своими служили не Богу, а дьяволу. История Церкви сообщает, что в древних монастырях монахи нередко вместо пребывания в храме за богослужением шли в пустыню (см. житие прп. Марии Египетской). А наиболее ревностные христиане во все времена уходили в пустыни, леса, безлюдные места, затворялись в домах, и при этом достигали высочайшего духовного совершенства.
Поэтому призыв к временному воздержанию от посещения храмов – это не акция врагов Церкви, не придуманное устрашение для какого-то порабощения людей, например, их чипирования. Возникшая эпидемия, есть закономерное следствие общего духовного и нравственного состояния человечества и, прежде всего, конечно христиан, ибо Церковь есть закваска общества. Почему апостол и предупреждает: Нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? (1Кор. 5: 6).
Сейчас промыслом Божиим дается малое время засвидетельствовать свою веру перед Богом не хождением в храм по обыкновению, а освятить свой домашний угол действительной молитвой. Хотя бы час отвести на это. Можно молитвой Иисусовой, чтением какого — то акафиста, или воспользоваться интернетом и включить Богослужение какого-либо храма. Много теперь существует возможностей проверить свою веру.
А вот под предлогом борьбы за веру поднять православных на неповиновение призыву государственной власти и церковного священноначалия, устроить общественные беспорядки и затем обвинить Православие – это очень излюбленное занятие известного рода идеологов, которых у нас немало.
И теперь перед лицом наступившей опасности нельзя горделиво демонстрировать свою так называемую веру хождением в храм, игнорируя все предупреждения, идущие и от врачей, и от трагических сообщений о том, что происходит во многих странах мира, и от Патриарха, и от правительства. Само Причастие для упорных законников и фарисеев станет не благом. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Бывает иногда так: здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными!»
Мы, конечно, за последние четверть века привыкли купаться в теплой водичке вседозволенности Богослужений. Но вот промыслом Божиим пришло время побыть и под холодным душем. И причины его очевидны.
Это глубокое омiрщение сознания христиан. Это языческая жизнь верующих всех рангов, о чем каждый хорошо знает по себе.
Это утрата молитвы о своих грехах и страстях, призывая к которой писал святитель Игнатий (Брянчанинов): “В настоящее время — существенная нужда в правильной молитве, а ее-то и не знают! Не знают, что она должна быть орудием и выражением покаяния, а ищут наслаждения и восторгов, льстят себе, и орудием, данным во спасение, убивают свои души».