Благовещение (т.е. благая, добрая, радостная весть) – один из главных христианских праздников, посвященный воспоминанию возвещения Архангелом Гавриилом Пресвятой Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога–Слова. Отмечается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) – ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Чаще всего праздник приходится на период Великого поста, однако может совпадать и с пасхальным торжеством – по среду Светлой седмицы включительно.
События Благовещения описаны единственным евангелистом – апостолом Лукой (Лк. 1:26–38). По Церковному преданию, Лука был хорошо знаком с Богоматерью, поэтому пишет о Ней чаще и больше других. В своем Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветой святого Иоанна Предтечи Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с радостной вестью о том, что от Нее родится Спаситель мира. Войдя к Ней, Гавриил сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами». Мария смутилась от ангельского приветствия и размышляла о его значении, Гавриил же продолжил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего… и Царству Его не будет конца». Мария в недоумении спросила, как исполнение этого обещания совместимо с соблюдением избранного Ею девственного образа жизни: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей, что воплощение Сына Божия будет совершено чудесным действием Святого Духа: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово». Тогда Мария со смирением сказала: «Cе, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И отошел от Нее ангел. День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя. Воплощение Сына Божия произошло по воле Бога Отца, но необходимо было и согласие человечества, которые было дано устами Пресвятой Девы. Поэтому в тропаре праздника это событие названо «началом нашего спасения».
Христианские апокрифы II века «Протоевангелие Иакова» и «Книга о рождестве блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» дополняют евангельское повествование о событии Благовещения некоторыми подробностями. Согласно преданию, Дева Мария услышала архангельское благовестие сначала у колодца или источника, куда Она пошла за водой, а затем в доме, где Она, по выпавшему Ей жребию, пряла из пурпурной нити завесу или ковер для иерусалимского храма. Эти эпизоды непосредственно следовали друг за другом или же между ними прошло несколько дней. Апокрифическое предание нашло свое отражение в иконографии праздника, в частности, в фресковой росписи многих храмов встречается сюжет «Благовестие у кладезя», а на иконах услышавшая архангельское приветствие Богородица обычно изображается с пурпурной нитью в руках и веретеном. Однако мотив рукоделия воспринимается не только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить – указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого покаянного канона Андрея Критского).
Установление особого праздника Благовещения произошло не ранее IV века, однако изображения Благовещения присутствуют уже среди росписей катакомб второй половины II – первой половины III веков. Открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века мест земной жизни Господа Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах (в частности, в Назарете) вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения; возможно, с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение; к концу VII века – это уже один из самых почитаемых праздников в Константинополе, а правилом Трулльского собора была закреплена практика совершения на Благовещение полной литургии святителя Иоанна Златоуста, если оно выпадает на будние дни Великого поста. Все византийские памятники VIII и последующих веков называют Благовещение среди важнейших праздников; богослужение неизменно совершается 25 марта (7 апреля нов. ст.) и на другие дни не переносится даже при совпадении с последними днями Страстной седмицы или Пасхой.
Среди богослужебных текстов праздника особой поэтичностью выделяется канон, читаемый на утрени, – один из немногих диалогических канонов: он строится на напряженном драматическом диалоге Архангела Гавриила и Богоматери. В каждой песни один тропарь составляют слова Ангела, другой – Богородицы. Подобного рода диалоги встречаются в гимнах преподобных Ефрема Сирина и Романа Сладкопевца, в проповедях Иоанна Дамаскина.
Кондак, исполняемый на праздник Благовещения, хорошо знаком верующим, так как является также первым стихом Акафиста – «Взбранной Воеводе…». Это победная благодарственная песнь, обращенная к Богородице от лица «Ее города», то есть Константинополя, «избавленного от ужасов» нашествия иноплеменников. Написание кондака связывают с осадой столицы Византии летом 626 года аварами, славянами и Сасанидами, когда патриарх Константинопольский Сергий I с иконой Божией Матери обошел городские стены, и опасность была отвращена. В церковнославянском переводе «город Твой» заменено на «раби Твои».
Тропарь Благовещения глас 4
Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим:радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Кондак Благовещения глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Величание
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы
В ы п у с к № 14 ( 2 3 7 )