Священное Писание в определенной степени является биографией Бога в этом мире. В нем Неописуемый говорит о Самом Себе. Книги Нового Завета – это жизнеописание Того, Кто воплотился в этом мире. В Евангелии повествуется о том, как Бог, желая открыться человеку, послал Логос (Слово), Который воплотился и стал Богочеловеком. И Он открыл человеку все, что присуще Богу, все, что Он желает по отношению к миру и людям.
Бог-Сын, Логос, открыл Божий план для мира и Божью любовь к нему. Он открыл Себя человеку при помощи слов настолько, насколько человеческие слова могут охватить Его непостижимость. В Священном Писании Бог сказал все, что нужно этому миру и его людям. Он дал в нем ответы на все вопросы. Не существует вопроса, который мог бы волновать человеческую душу и на который прямо или косвенно не дан ответ в Священном Писании. Человек не может представить себе таких вопросов, ответы на которые не содержались бы в нем. Если вы не можете найти ответ в Слове Божием на какой-либо свой вопрос, значит вы либо задали бессмысленный вопрос, либо не можете увидеть уже содержащийся там ответ.
В Священном Писании Бог сказал все, что нужно этому миру и его людям
В Священном Писании Бог показал, что такое мир, откуда он, почему он существует, куда движется, как находит свое осуществление. Там сказано, кто такой человек, откуда он происходит, почему он существует, какова его цель. Сказано и о том, что такое добро, откуда оно берется и куда ведет, для чего оно нужно и как его приобрести. В нем сказано и о зле, почему оно существует и где заканчивается. В нем мы находим, кто такие праведники и грешники, как грешник становится праведником и наоборот, что такое служение Богу и служение лукавому.
В Слове Божием описан весь путь человека от зачатия до воскресения из мертвых. Мы найдем там историю неба и земли, их путь, цель и завершение. Бог сказал в Священном Писании все, что нужно было сказать человеку. В нем есть биография каждого человека без исключения, где каждый может найти себя, подробно, детально охарактеризованным и показанным: все ваши достоинства и пороки, которые у вас есть. В нем вы найдете пути, по которым ваша душа и душа каждого человека восходит от греха к безгрешности, и весь путь от человека к Богу и от человека к лукавому.
В Писании вы можете найти средство освобождения от греха, всю историю греха и греховности, правды и праведности. Когда вам грустно, вы находите в нем утешение. Если вы подавлены, вы находите в нем радость. Если вы гневаетесь, вы найдете кротость. Если человек похотлив, он найдет там целомудрие. Если неразумен – мудрость; если сердит – благость; если вы преступник – помилование и милосердие; если мизантроп – любовь. В Писании вы найдете средство от всех своих пороков и ошибок и пищу для всех своих добродетелей и аскез.
Если вы добры, Писание учит вас быть еще добрее. Если вы чувствительны, оно научит вас ангельской нежности. Если вы умны, оно научит вас мудрости. Любите ли вы красоту слова, нет красоты прекраснее и пронзительнее, чем у Иова Многострадального и у пророка Исаии, пророков Соломона и Давида, евангелиста Иоанна Богослова и апостола Павла. В Писании есть музыка – ангельская музыка вечной истины Божией, облеченная в человеческие слова. Чем больше человек читает и изучает Священное Писание, тем больше причин он находит для того, чтобы изучать его дольше и более постоянно. По словам святителя Иоанна Златоуста, Писание подобно ароматному корню, который становится тем более ароматным, чем больше его растираешь в руках.
Важно знать, почему и каким образом следует читать Писание. Святые отцы, прежде всего святитель Иоанн Златоуст, являются лучшими проводниками для нас в этом. Святые отцы рекомендуют подготовиться перед тем, как приступать к чтению и изучению Священного Писания. В чем состоит эта подготовка? Прежде всего – в молитве. Сначала помолитесь, чтобы Бог просветил ваш разум, чтобы вы поняли прочитанные слова, чтобы Бог дал благодать вашему сердцу и вы могли почувствовать истину и жизнь этих слов. Читая Библию, осознайте, что это слова Божии, сказанные лично вам. Молитва вместе с другими добродетелями делает человека способным к пониманию Писания.
Читая Библию, осознайте, что это слова Божии, сказанные лично вам
Но как же читать Священное Писание? С молитвой и благоговением, ибо в каждом его слове – капля вечной Истины, и все слова его составляют безбрежный океан Истины. Священное Писание – это не просто книга, а жизнь: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» (Ин. 6: 63). Поэтому и мы тоже можем понять их, если сделаем их духом нашего духа и жизнью нашей жизни.
Это книга, которую нужно читать жизнью – через действие. Сначала вы должны испытать, затем уже понять. Здесь применимо слово Спасителя: «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю» (Ин. 7: 17). Делайте, чтобы понять. Это основное правило православной экзегезы. Сначала обыкновенно читают Писание быстро, потом все медленнее, пока, наконец, не начинают читать слово за словом, ибо в каждом слове открываешь бесконечную истину и невыразимую тайну.
Читайте, самое меньшее, одну главу в день из Ветхого и из Нового Завета, но в то же время практикуйте добродетель. Практикуйтесь, пока это не войдет в привычку. Во-первых, скажем, прощение обид. Сделайте это своей ежедневной обязанностью. И в то же время молитесь: «Милостивый Господи, подай мне любовь к моим обидчикам!» И если вы из этой добродетели сделаете привычку, то потом всякая другая будет даваться легче, и так по очереди до последней.
Как можно больше читайте Писание. Что не понимает ум, почувствует сердце. И если даже ум не разумеет и сердце не чувствует, все же читайте. Ибо, читая его, вы созерцаете в своей душе слово Божие, и оно там не погибает, но мало-помалу и незаметно переходит в природу вашей души. Тогда над вами исполнятся слова Спасителя о человеке, который бросил семя в землю и спит, и семя всходит и возрастает. Бог дает и творит, чтобы посеянное взошло.
Не торопитесь с успехом, чтобы не пострадать, как человек, который сеет сегодня и хочет пожать уже завтра. Читая Писание, вы вносите во все свое существо закваску, которая постепенно распространяется, пропитывая вашу душу, пока не пропитает и не заквасит вас истиной и праведностью Евангелия. Притчу о сеятеле и семени можно применить к каждому из нас. В Священном Писании нам дано семя Божественной истины. Когда мы его читаем, мы сеем это семя в своей душе, и оно падает и на каменистые, и на тернистые места души. Иное же падает и на добрую почву и приносит плоды. Но как только вы увидите и вкусите плод, вы от сладости его и радости устремитесь к каменистым и тернистым местам своей души, чтобы очистить, вспахать и засеять их семенем слова Божия.
Знаете ли вы, когда человек становится мудрым в очах Христовых? Если он слышит Его слово и повинуется ему. Начало мудрости лежит в слышании слова Божия. Каждое слово Спасителя имеет власть и силу исцелять от телесных и душевных болезней. Как в прошлом, так и сегодня Господь постоянно говорит Свое слово вам, мне и всем нам. Все, что нам нужно сделать, это остановиться, изучить и принять его с верой. И случится с нами чудо, и исцелится душа наша: «И Он изгнал духов словом и исцелил всех больных» (Мф. 8: 16). Он совершает это и сегодня, потому что «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13: 8).
На Страшном Суде те, кто не слушают слова Божия, будут судимы. И им будет хуже, чем Содому и Гоморре в Судный День. Помните, что вы ответите за то, как вы распорядились словом Божиим, слышали ли вы его и усвоили ли, радовались ли вы ему или стыдились его. Если вы постыдились его, то постыдится и вас Господь: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8: 38). Многие человеческие слова пусты и суетны, а потому и немного таких слов, за которые нас не будут судить. Чтобы избежать этого, надо изучать слово Божие, сделать его своим. Потому что Бог передал его людям именно для того, чтобы они приняли его и через него – Божию Истину.
В каждом слове Спасителя содержится больше вечности и бессмертия, чем во всем небосводе и во всей земле за всю историю их существования. Потому Христос и сказал: «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф. 24: 35). Это значит, что в словах Спасителя есть Бог и все Божественное, поэтому и погибнуть они не могут. Когда человек усваивает Божии слова, он становится более бессмертным, чем небо и земля, так как в этих словах обитает сила, которая делает человека бессмертным и вечным.
Когда человек усваивает Божии слова, он становится более бессмертным, чем небо и земля
Изучение Писания и его исполнение на деле делают человека родственником Господа Иисуса. Он возвестил об этом Сам, когда сказал: «Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его» (Лк. 8: 21). Это значит: если вы слышите слово Божие, если вы его читаете, вы уже наполовину брат Христов. Если вы его исполните, вы – полноценный Его брат. Это радость и привилегия, и они выше, чем у ангелов.
От изучения Писания на душу изливается блаженство, несравнимое ни с чем на земле. Об этом говорил Спаситель:«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11: 28). Велика тайна Божиего слова. И настолько велика, что даже Второе Лицо Святой Троицы, Господь Иисус Христос, именуется в Писании Словом-Логосом: «И Слово было Бог» (Ин. 1: 1). Все слова, исходящие из этого вечного и абсолютного Слова, полны Бога, Божественной истины, вечности, праведности. Если вы слышите их, вы слышите Бога. Если вы их читаете, вы читаете слова Бога напрямую. Бог-Слово стал плотью, стал человеком: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1: 14).
В словах Спасителя содержится сок бессмертия, капля за каплей втекающий в человеческую душу через чтение Его слова, возвышая ее от смерти к жизни, от бренности к нетлению. Спаситель открывает это, когда говорит: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). Это означает: слушая, исследуя слово Божие, вы познаете бессмертную и вечную жизнь. Вот почему Спаситель утверждает: «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8: 51).
Каждое слово Христа наполнено Богом, оно очищает душу человеческую от всякой скверны. От каждого Его слова исходит сила, очищающая от греха. Вот почему Спаситель сказал на Тайной вечери Своим ученикам, этим непрестанным Своим слушателям: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам» (Ин. 15: 3).
От каждого слова Христа исходит сила, очищающая от греха
Все, что написано в Священном Писании, называется у Господа и Его апостолов «Слово Божие» и «Слово Господне». И если вы не примете его таковым, то останетесь во тьме корявых, пустых и черствых человеческих слов. Каждое Его слово наполнено Божественной истиной, которая входит в душу и освящает ее на всю вечность. Поэтому Спаситель обращается с молитвой к Своему Небесному Отцу: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина» (Ин. 17: 17). Если вы не принимаете слова Христовы за слово Божие, за слово истины, это значит в вас есть отец лжи, который противостоит ему.
В каждом слове Спасителя содержится много сверхъестественного и благодатного. Человеческая душа наполняется благодатью, когда читает слово Христово. Поэтому святой апостол и называет все домостроительство спасения «словом благодати Его» (Деян. 20: 32); «словом истины» (Еф. 1: 13); «словом жизни» (Флп. 2: 16). Слово Божие, как живая, благодатная сила, творит чудеса в людях и творит жизнь, когда люди с верою его слышат и с верою принимают. Все оскверняется грехом, но все очищается словом Божиим и молитвой, все – всякая тварь.
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4: 12). Перед ним и для него нет ничего секретного. Слово Божие, Логос, имеет силу рождать духовно и перерождать. Человек перерождается от истины, читая его. Поэтому святой апостол Иаков пишет христианам: «Родил Он нас словом истины» (Иак. 1: 18). А апостол Петр говорит находящимся в рассеянии, что они рождаются свыше «от слова Божия, живого и пребывающего вовек» (1 Пет. 1: 23).
Все слова, которые Бог сказал человеку, исходят от Вечного Слова-Логоса, Который есть Слово жизни, дающее вечную жизнь. Человек, живущий этим Словом, восходит из смерти в жизнь. Наполняя себя вечной жизнью, он становится победителем смерти и «причастником Божеского естества» (2 Пет. 1: 4), и блаженству его не будет конца. Самое главное при чтении Священного Писания – вера и чувство любви к Господу Иисусу Христу, ибо теплота этого чувства открывает тайну каждого Его слова, как тепло солнечных лучей раскрывает лепестки ароматного цветка. Аминь.
Преподобный Иустин (Попович)