С Великого Четверга начинаются самые важные события Страстной недели, а значит – и всей истории человечества. В этот день почти две тысячи лет назад на последней трапезе со Своими учениками Господь установил Таинство встречи с Ним лицом к лицу – Евхаристии.
Согласно евангелисту Иоанну Богослову, в тот год иудейская Пасха выпадала на день после распятия Христа – то есть субботу (в 19-м стихе 18-й главы он уточняет, что первосвященники не входят во двор Пилата, чтобы не оскверниться перед вкушением пасхальной жертвы). В то же время остальные евангелисты утверждают, что Тайная Вечеря состоялась в день, когда надлежало заклать пасхального агнца и, более того, его приготовили. Откуда противоречие?
Толкования есть разные, но в соответствии с внутренней логикой иудаизма и ближневосточного быта наиболее вероятным представляется следующий ход событий. В четверг вечером начинается новый день – пятница, канун Пасхи, когда и положено приносить жертву. Агнца приготовляют – не в смысле «зажаривают» (ягненка закалывали в Храме), а выбирают и подготавливают к жертвоприношению. Но барашка так и не принесут в жертву, потому что Пасхальной Жертвой станет Сам Христос.
По крайней мере, преподобный Андрей Критский, автор канона на повечерии Великой Среды, тоже подчеркивает, что Христос – единственная Жертва: «Па́сха Христо́с есть вели́кая и всече́стная, снеде́н быв я́ко хлеб: закла́н же я́ко овча́: Той бо вознесе́ся о нас же́ртва: Того́ те́ла благоче́стно, и Того́ кро́ве вси та́йно причаща́емся».
Затем начинается последняя вечеря Христа с учениками, и это не пасхальный ужин – по крайней мере, ничто в описании на него не указывает (более того: благословение над вином произносится в начале пасхальной трапезы, а преломление хлеба – в середине, но никак не в конце). Вечеря продолжается до ночи, затем Христос уходит молиться в Гефсиманский сад, где Его и арестовывают.
Из Евангелия совершенно не понятно, как Господь провел этот день. Известно только, как было сказано, что апостолы уже ближе к вечеру были заняты обычной предпраздничной суетой: найти помещение для встречи, подготовить продукты… Христос же знал, что до праздника Он на земле не доживет. Если рассуждение выше верно, то Его слова: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием» (Лк.22,15-16) – звучат особенно трагично. Он хотел встретить главный праздник Своего народа с ближайшими учениками, но Его этой простой земной радости лишили.
Богослужения Великого Четверга начинаются утреней, которая, так уж сложилось в Русской Церкви, совершается накануне вечером. Это очень тихая и печально-торжественная служба. Тон ей и всему дню задает тропарь (поется он на ту же мелодию, что и три предыдущих дня пелся тропарь «Се, Жених…»):
Когда славные ученики просвещались при умовении на Вечере, тогда злочестивый Иуда, одержимый сребролюбием, омрачился и предал беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию. Посмотри на него, влюбленного в богатство и из-за того удавившегося. Убегай от ненасытной души посмевшего восстать на Учителя…
Тут стоит напомнить важный эпизод. После трапезы, рассказывает апостол Иоанн Богослов, единственный из евангелистов бывший участником этих событий, Господь опоясался полотенцем и омыл ноги Своим удивленным ученикам. На недоумение и протесты апостола Петра Он ответил, что таким образом Он не столько очищает их, сколько подает пример служения друг другу.
Иуда был среди двенадцати.
Он ел со Христом за одним столом, ему Христос омыл ноги. Вообще-то это была обязанность раба, довольно унизительная. Но сознание предателя было настолько помрачено, что от своего замысла он не отрекся – пошел и сдал Учителя. Как раз по цене недорогого раба и сдал.
Низость этого поступка так поразила составителей богослужений, что, кажется, Иуде уделяется слишком много внимания: фактически ему посвящено одно главное песнопение, упомянутый тропарь; стихиры на утрене и на вечерне – сплошной пересказ мрачных приключений Иуды; на Литургии многократно повторяется хорошо известная молитва перед Причащением «Вечери Твоея Тайныя днесь», в которой Иуда опять называется по имени как отрицательный пример.
Между тем, думать об Иуде, приступая ко Христу (а весь смысл богослужений Великого Четверга – соединение со Христом в Евхаристии на Литургии), вовсе не хочется. Один из церковных гимнографов, святой Косьма Маюмский, видимо, это хорошо понимал, поэтому в его каноне к этому дню ученик-предатель упоминается шесть раз на восемь песней, а по имени – всего один. В остальном же текст посвящен Христу – Премудрости Божией, собирающему падшее человечество в лице верных Своих. Это глубокий как в поэтическом, так и в богословском отношении текст, призывающий даже самого «не-мистически» настроенного слушателя понять: христианство не ограничивается нравственным учением, оно гораздо больше.
Услы́шим вси ве́рнии, созыва́ющую высо́ким пропове́данием, несозда́нную и есте́ственную Прему́дрость Бо́жию. Вопие́т бо: вкуси́те, и разуме́вше, я́ко Христо́с Аз, возопи́йте: сла́вно просла́вися Христо́с Бог наш. (Текст понятен без перевода.)
О, Благой! Ты напоил Своих учеников чашей веселия, избавляющей от зла весь род человеческий. Ты наполнил ее, Сам Себе священнодействуя, и призвал: пейте Мою Кровь, утверждайте в себе веру!
Впрочем, нравственного значения Косьма не умаляет:
Подавая ученикам пример смирения, Владыка, укрывающий облаками небо, держащий в руках дыхание всех живущих, подпоясывается полотенцем и встает на колени, чтобы умыть ноги рабам.
В кафедральных соборах и крупных монастырях после Литургии Великого Четверга иногда совершается Чин Умовения ног – когда настоятель или архиерей омывает ноги двенадцати священникам. Эта церемония – не совсем богослужение, во время нее не происходит молитвы как таковой. Это скорее мистерия – воспоминание события, погружение в него, извлечение из него уроков. В данном случае – урока смирения и бескорыстной любви.
Даже если в ближайшем к вам храме не совершают этого Чина, упускать Литургию Великого Четверга не стоит. Во-первых, ее можно смело назвать главной Литургией года: на ней заготавливаются запасные Дары для причащения вне храма. К Таинствам не подходит слово «долг», но, откровенно говоря, причащение в Великий Четверг очень хочется назвать христианским долгом. Не для того Христос в последний раз собирался с учениками, раскрывал им удивительную тайну общения человека с Богом и звал нас за этот Стол, чтобы мы игнорировали Его приглашение.
Во-вторых, это богослужение эстетически красиво. Оно состоит из вечерни и Литургии Василия Великого (в Византии оно совершалось действительно вечером; в память о том, что Тайная Вечеря завершала трапезу, перед Причастием за ним даже разрешалась пища). На вечерне, помимо стихир «про Иуду», читают фрагменты из Ветхого Завета – паремии. К ним стоит прислушаться.
19-я глава книги Исход – рассказ о том, как Моисей беседовал с Богом лицом к лицу на горе Синайской. При этом народу было запрещено подходить и прикасаться к сотрясающейся от гласа Божия горе. В противоположность этому – Евхаристия, к которой может приступить каждый, у кого есть вера.
38-я и 42-я главы книги Иова – диалог Бога с Иовом, прямой и непосредственный, но очень страшный. Фактически Бог говорит Иову, что Он ему вообще ничего не должен, Он сильный и вечный, а Иов – слабый и смертный. А у нас есть возможность общения с Богом практически на равных – Он для этого стал Человеком.
Наконец, 50-я глава книги пророка Исаии – пророчество о страданиях Христа. Без комментариев.
Таким образом, участнику богослужения почти на пальцах объясняется концептуальное отличие богообщения в Ветхом Завете от него же в Новом.
Бог – один и Тот же. Но отношения с человеком выстраивает совсем иные: не строго вертикальные, а стремящиеся к горизонтальным.
Разумеется, мы из-за имеющихся грехов далеко не всегда (мягко сказано) можем говорить с Ним лицом к лицу, но возможность этого есть.
Служба Великого Четверга считается праздничной, по некоторым уставам в этот день даже ослабляется пост (если в предыдущие дни Страстной недели полагалось сухоядение, то в четверг допускается растительное масло). Вне зависимости от того, насколько строго вы поститесь, радость встречи со Христом предоставляется всем одинаково без меры.
Но – не расслабляемся. Уже на Литургии Евангельское чтение не ограничивается рассказом о Тайной Вечере. Зачитывается вся длинная 26-я глава и начало 27-й главы Евангелия от Матфея – от предупреждения Христа о Своей скорой смерти до выведения Его на суд к Пилату. Наступает самый страшный день в истории человечества – пятница, день Спасительных Страданий Христовых.
Источник: www.pravmir.ru