Церковь Христова действует как духовная клиника, как больница. В больнице обычно болен не доктор. Конечно, он тоже может быть болен, но главный в больнице – это пациент, который лежит в постели, получает исцеление и лечение. И Церковь исцеляет человека.
Она не возвращает Бога к нам, но возвращает нас к Богу. Она не делает Бога другом человека, но, скорее, делает человека другом Бога. Это очень важный момент, потому что это то, что отличает «Церковь» от «религии». Религия имеет тенденцию снискать расположение Бога, чтобы сделать его другом человека. Древние боялись своих языческих «богов», они приносили жертвы, чтобы умилостивить их. Это было результатом их религии. В Церкви – с точностью до наоборот.
В Церкви установлено, что Бог есть любящий всех Отец, Который обращается к упавшему и больному человеку и применяет к нему лечебную терапию. Именно человек – противник Бога, а не наоборот. В этом большая разница между Церковью и религией. Следовательно, объектом нашего внимания является человек.
Что же такое исповедь?
В тот момент, когда мы получаем Святое Крещение, мы облекаемся во Христа. Через святое миро мы получаем силу и жизнь, мы оживаем во Христе и вкушаем Его Тело и Кровь. И в соответствии с этим мы не должны были бы иметь нужду в покаянии, поскольку нам надлежит быть уже на прямом пути и ни в чем больше не нуждаться.
Однако наша человеческая природа не такая, она изменчива, она искажается, у нее есть свои слабости, она спотыкается и падает, и у нее так много проблем. В этом вся болезнь нашей падшей природы. Следовательно, нам нужны врачи и больница, куда нужно попасть и получить целебное лечение.
Больница – это Церковь, больной – каждый из нас, духовный врач – Христос. Он –Тот, Кто лечит. Но тот, кто физически находится на Его месте – это духовный отец. Он поставлен во имя Церкви, а не как представитель Бога. У нас нет представителей Бога, но он стоит как наш брат и отец. Он также прошел этот процесс исцеления или опережает нас в духовной борьбе, или, по крайней мере, знает лечебную терапию, описанную святыми отцами. Они сами были исцелены, а затем написали терапевтические руководства и передали в качестве драгоценного наследства свой опыт собственного исцеления. Духовный отец должен хорошо знать это наследие, и он должен был соответствующим образом пройти это обучение.
Больница – это Церковь, больной – каждый из нас, духовный врач – Христос
Следовательно, в таинстве исповеди мы, по сути, развиваем отношения не с нашим духовным отцом, но мы развиваем и устанавливаем отношения со Христом. Это очень важно. Посредством духовного отца мы идем ко Христу. Это было бы огромной ошибкой, ересью, идолопоклонством, демонической одержимостью, было бы наихудшим богохульством как против Бога, так и против человека, если бы духовный отец поставил себя впереди Бога и культивировал поклонение самому себе.
Подобные вещи были бы величайшим искажением, которое когда-либо могло быть совершено, и это богохульство против Святого Духа и богохульство против каждого человека. Если кто-то попался в эту ловушку, значит, этот человек действительно был одержим демонами. Это очень опасная вещь, это очень тонкая грань для духовного отца, которому нужно исцелить вас. Он должен вести вас ко Христу, он не должен держать вас близко к себе. Это также очень тонкая грань для того, кто исповедуется, кому нужно понимать, что духовный отец – только средство для того, чтобы прийти к Богу. Следует понимать, что мы должны искать Самого Христа, а не хороших отношений с духовным отцом.
Нужно искать Самого Христа, а не хороших отношений с духовным отцом
Вы, конечно, можете спросить: «Разве не естественно, что между нами и нашим духовным отцом может развиваться человеческая связь, отношения любви и уважения?». Безусловно, это естественное следствие того, что отношения будут складываться с человеком, которому вы доверяете все секреты вашей жизни и кто стоит рядом с вами в каждом вашем падении, при любой трудности, в боли каждой минуты вашей жизни. Это естественно, что устанавливается духовная и крепкая человеческая связь.
Я хочу уточнить здесь, что есть разница между понятиями «духовный отец» и «духовник». Каждый, кто совершает таинство исповеди, является духовником. Но духовный отец всего лишь один. Апостол Павел говорит: Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием (1 Кор. 4: 15).
Следовательно, у нас есть только один духовный отец, тот, кто по благодати Божией родил нас во Христе. Тот, кто исполнил тайну нашего рождения и вхождения в Церковь. Но, конечно же, наш духовный отец в какой-то момент умрет, или мы можем переехать в другое место, или в какой-то момент мы не сможем увидеть его, и, как христианам, нам нужно будет исповедоваться. Тогда мы может пойти к любому священнику, исповедовать наши грехи, получить прощение и поддержку. Но это не значит, что все эти священники являются для нас духовными отцами. Нам следует иметь в виду эту разницу между духовным отцом и духовником, хотя иногда они могут совпадать, и духовный отец также может быть нашим духовником, особенно если он сыграл роль в нашем духовном возрождении.
В любом случае, отношения не будут здоровыми, если Христос, стоящий перед нами, будет удален и духовный отец займет Его место.
Отношения не будут здоровыми, если духовный отец в них займет место Христа
Понимаю, то, что я говорю, является очень деликатным предметом, но мы должны указать на него.
Это аналогично матери, которая рождает ребенка. И пока он остается младенцем, он плачет и хочет свою мать, обнимает ее, спит на ее руках, она его кормит, держит и обнимает. Но мы не можем представить, чтобы женщина так относилась к своему двадцатилетнему сыну. Вы понимаете, что, какой бы большой ни была ее любовь, двадцатилетний или сорока,летний сын не будет у ее груди и на руках.
Другими словами, мать держит ребенка, помогая ему ходить, пока он не может ходить. Ее цель – помочь вам вырасти и ходить самостоятельно. Важно, чтобы вы достигли цели и стали полностью независимы от своей матери.
Так же духовный отец рождает своих духовных детей и вскармливает их во Христе, чтобы они могли вырасти. Чтобы, когда придет время и его больше не станет, они бы не чувствовали, что им чего-то не хватает и что они не знают, что делать, потому что их духовный отец ушел.
Если они покажут такое поведение, это будет признаком, что они не созрели, подобно взрослому, кто может плакать, потому что он больше не рядом с мамой. Это признак того, что его отношения с матерью не были здоровыми. Это естественно – дистанцироваться от матери и двигаться дальше как взрослый. Вы помните о ней, но не со слезами.
Правильный духовный отец – это тот, кто без всяких предрассудков помогает своим духовным детям расти и взрослеть. Другими словами, он не хочет сделать их такими же, как он, но чтобы каждый оставался неповторимой личностью и самим собой, потому что мы все различаемся. Каждый становится здоровым во Христе и остается собой, мы не можем все стать одинаковыми. В саду, например, у нас много разных деревьев. Как говорит апостол Павел, «Бог может изменить дикую маслину на благородную садовую» (см.: Рим. 11: 17). Бог не превращает маслину в апельсиновое дерево. Он не превращает всё в мандарины. Точно так же невозможно всех людей сделать одинаковыми.
Каждый человек должен найти свою личность, доделать свою индивидуальность в Господе Иисусе и оставаться здоровым, свободным и совершенным человеком во Христе. Это красота Церкви.
Как часто мы должны исповедоваться? Частота исповеди зависит от того, насколько каждый сохраняет свою индивидуальность. С другой стороны, однако, следует быть осторожным, чтобы частота исповеди не стала нездоровой. Есть люди, которые не хотят нести полную ответственность за свои действия, и они пытаются загрузить своего духовного отца даже теми вещами, которые должны решать сами.
Например, одна девушка спросила: «За кого мне выйти замуж»? Но разве это я буду жениться? Ты. Надень очки и иди посмотри на него. Если он хороший, выходи за него. Итак, она возвращается и говорит, что посмотрела, и он ей не понравился. Тогда не выходи. Потом она сообщает ему, что старец ей сказал не выходить за него. И я позвал ее: «Иди-ка сюда, юная барышня, разве это я тебе сказал не выходить? Не ты ли сама мне сказала, что он тебе не понравился? Я нахожусь здесь, чтобы поженить тебя с тем, кто тебе не нравится? Если он тебе не нравится, то не становись его женой. Что ты здесь хочешь от меня»?
Она ответила: «Но разве я не должна слушаться моего духовного отца»? Вот, пожалуйста. Распутайте это, если можете. А потом этот малый преследует вас, чтобы застрелить, потому что вы лишили его невесты, которая якобы исполняет послушание своему духовному отцу!
Таким образом здесь не работает. Не предполагается, что духовный отец должен сказать тебе, на ком жениться. Это не вопрос духовного отцовства. Также не его вопрос, должен ли кто-то вообще жениться. Другой приходит и спрашивает: «Мне нужно жениться?» – «Да, давай». – «Или не жениться?» – «Не женись». Но что мне тебе сказать? Ты не можешь сложить с себя ответственность. Сам Бог дает тебе свободу самому решать относительно твоей жизни. Разве духовный отец должен прийти, лишить тебя свободы и сказать тебе, что делать? Это было бы неправильно.
Но духовный отец может помочь вам принять решение.
Например, молодой человек говорит: «Я хочу жениться, но стесняюсь пойти и поговорить с определенной девушкой». Вы можете помочь ему преодолеть свои страхи и побудить его делать то, что ему нужно делать. Если он человек, который побаивается брака, не потому, что ищет тихую жизнь, но потому что страшится самого брака, тогда ты сможешь ему помочь и побудить его делать то, что он хочет делать. Ты не заставляешь его делать то, что именно ты хочешь, чтобы он сделал.
Другой спрашивает: «Что мне изучать?» – «Изучай то, что тебе нравится, что угодно, что ты хочешь!» – «Куда мне следует поступать учиться?» – «Езжай, куда хочешь, но, куда бы ты ни поехал, будь осторожен, не греши, не отрицай Бога, не забывай свою веру, не оскверняй себя, но если хочешь поехать в Америку, Японию или Китай, поезжай, куда угодно»! Я не скажу тебе, куда поехать учиться. Мы должны очень хорошо понимать эти вещи. И вам нужно понять эти вещи также.
Но, знаете, то, что с нами происходит сегодня, похоже на то, что случилось с первыми христианами. Язычники слышали, что христиане ели Тело и Кровь Христа, и они начали называть их «каннибалами». А те не могли объяснить им, что да, мы едим тело и кровь, но мы на самом деле не каннибалы, а то, что происходит, – это Таинство.
Когда мы даем людям такую картину: «Я сделаю то, что говорит мой духовный отец», кто-то может сказать: «Видите, это промывание мозгов. Они подавили ваши личности, и вы стали пешками своих духовных отцов. Вот что исповедь делает с людьми, вот что делает отец Афанасий!». Я слышал эти вещи. Я не против, пусть говорят. Но когда исповедь предполагает дать вам возможность стать здоровым, свободным человеком, посмотрите, как из-за вашего собственного маленького разума вы даете неверное представление об исповеди как себе, так и другим. И подобные вещи случались с нами много раз из-за людской глупости, когда кто-то считает благочестивым сказать: «Я сделаю все, что говорит мой духовный отец».
Представьте, что вы замужняя женщина, и ваш муж говорит, давай поедем в отпуск или в круиз, и вы говорите ему: «Если у меня будет благословение моего духовника, я поеду». Разве он не будет прав, если выгонит тебя? Разве это ответ, который нужно здесь дать своему мужу? Разве духовник занимается такими темами? Или он имеет право, или кто дал ему такое право – вмешиваться в жизнь другого человека таким образом? Горизонт духовного отца иной, его роль и цель другие.
Важно, чтобы у вас была правильная позиция и отношение к исповеди
Как рискованно быть духовным отцом, так же это рискованно для вас, и важно, чтобы у вас была правильная позиция и отношение к исповеди. Давайте не будем делать таких грустных ошибок, чтобы не подвергнуться осуждению внешних людей, что, конечно, будет оправдано с их стороны.
Митрополит Лимасольский Афанасий