В пятое воскресенье по Пасхе Церковь вспоминает эпизод, описанный в Евангелии от Иоанна – беседу Христа с женщиной-самарянкой. В ее лице Церковь представляет нам образ грешницы, ищущей спасения иготовой услышать призывный глас Спасителя. Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос со Своими учениками проходил через Самарию. Между иудеями и самарянами существовала вековая вражда, но это был кратчайший путь. Другая дорога – в обход Самарии – лежала через Иордан по восточному берегу реки, потом еще раз через Иордан, и она занимала вдвое больше времени.
У города Сихарь (Сихем) стоял хорошо известный колодец, выкопанный еще праотцом Иаковом. Здесь Иисус, утомленный долгой ходьбой, присел отдохнуть, ученики пошли купить еды в самарянском городе. Стоял знойный полдень, самая жара, Иисус хотел пить, но Ему нечем было почерпнуть воду из глубокого колодца. И вот к колодцу подошла женщина-самарянка с водоносом. Остается загадкой, почему ей понадобилось прийти туда, ведь колодец находился на расстоянии около одного километра от Сихаря, где она жила, и в селении наверняка была вода. Может быть, ее считали столь безнравственной, что женщины прогоняли ее от деревенского колодца и она вынуждена была ходить за водой сюда, причем не с утра в прохладе, а в жаркий полдень, чтобы никому не попадаться на глаза. Иисус попросил у нее напиться; она с удивлением обернулась. «Я самарянка, а Ты иудей, – сказала она,– как же Ты можешь просить у меня напиться?» Почему женщина так удивилась словам Спасителя?
Иудеи и самаряне враждовали уже много веков и избегали любого общения друг с другом. Около720 года до Рождества Христова ассирийцы вторглись в Северное Царство – Самарию, захватили и подчинили его себе. Практически все еврейское население они увели в Ассирию (4Цар. 17:6),а в этот район привели других жителей-язычников из Вавилона, Куты, Аввы, Емафа и Сепарваим (4Цар. 17:24). Но все же невозможно было увести в рабство весь народ: кое-кто из жителей Северного царства остался. Они начали вступать в браки с вновь прибывшими иноземцами и, тем самым, совершили непростительный для иудеев грех – потеряли свою расовую чистоту. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали языческие обычаи и идолов; они отвергли писания пророков и все предания, а потому были для иудеев хуже язычников.
Со временем такое же вторжение и такое же поражение постигло и Южное царство с его столицей Иерусалимом. Все жители тоже были уведены в Вавилон, но не потеряли своих национальных особенностей; они упрямо и неизменно оставались иудеями. Во времена Ездры и Неемии изгнанники по милости персидских царей вернулись в Иерусалим. Они, прежде всего, поставили себе задачу восстановить Храм. Пришли самаряне и предложили свою помощь в священном деле, но им презрительно сказали, что их помощь нежелательна: они утратили свое иудейское происхождение и потеряли право участвовать в восстановлении Храма, дома Божия. Самаряне были страшно оскорблены таким отказом и очень обиделись на иудеев из Иерусалима. Позднее они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим, разрушенный иудеями в 129 году до Рождества Христова, и приносили там ритуальные жертвы. Это еще больше обострило отношения самарян и иудеев.
Но, заговорив с самарянкой, Иисус еще в другом смысле рушил иудейские обычаи. Самарянка была женщиной, а ортодоксальные раввины запрещали учителю (раввину) в публичном месте приветствовать женщину. Раввин не мог в общественном месте говорить даже со своей женой, дочерью или сестрой: «никто не должен разговаривать с женщиной на дороге, даже с законной женой», «лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину». А Иисус по своей бесконечной любви к каждому человеку вступает в беседу с этой женщиной из племени так враждовавшего с избранным народом Божиим. И ей, имевшей пять мужей и шестого, который, как и те пять, не был ей настоящим мужем, открывает, что Он есть Мессия – Спаситель мира: «[Мессия —] это Я, Который говорю с тобой». Он говорит с ней о Боге, о вере, о поклонении Богу в духе и истине, о чудесных дарах Божиих, делающих людей причастниками Божественной жизни; и женщина со вниманием и великой верой слушает Его слова.
Вот как пишет об этой беседе архим. Иоанн (Крестьянкин): «Но эта единственная встреча Христаи самарянки для жены-грешницы и для всего мира оборачивается встречей с Живым Богом, ибо здесь, у кладезя жизни временной, впервые забил для мира неведомый доселе источник Жизни Вечной. Здесь Христос впервые открывает Собой новый неисчерпаемый кладезь живой воды, текущей в Жизнь Вечную. И не иссякнет источник сей и не оскудеет, ибо не человеческим тщанием изрыт он и ничто человеческое не может замутить его кристальной чистоты и отравить его живительных свойств. И источник этот на земле – Церковь Божия Святая, а живая вода его– это сила Божией благодати, прощающая, просвещающая и освящающая всякого человека, приникающего к нему… Отныне не в Иерусалиме, где поклонялись иудеи, и не на горе Гаризин, где собирались молиться самаряне, и не в Афинах, где стоял жертвенник Неведомому Богу, но везде, где есть живое человеческое сердце, томящееся духовной жаждой, жаждущее истины, жаждущее Бога, оно встретит Бога и поклонится Ему в духе и истине. И жажду духа не утолит ни один из земных источников, но только живая вода проповеди учения Христова и вера в Него, как в Искупителя мира».
Самарянка поверила словам Спасителя и в восторге от счастья, что она видит Мессию, бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Христа, Который как Сердцеведец, сказал ей все, что она сделала. Пришедшие в это время ученики попросили Его отведать принесенную ими пищу. Но естественный голод в Иисусе-Человеке заглушали радость от обращения к Нему жителей самарянского народа и забота об их спасении. Он радовался, что брошенное Им семя уже начало давать свой плод. Поэтому Он отказался утолить Свой голод и ответил ученикам, что истинная пища для Него — исполнение дела по спасению людей, возложенного на Него Богом Отцом. Самарянские жители, идущие к Нему, представляются Иисусу нивой, созревшей для жатвы, тогда как на полях жатва состоится лишь через четыре месяца. Во время этих объяснений к Господу подошли самаряне. Многие уверовали в Него уже «по слову женщины», но еще больше уверовали «по Его слову», когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слушая учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, «что Он истинно Спаситель мира, Христос».
Свидетельство же самарянки (предание сохранило ее имя – Фотина) о Боге распростерлось в ней до святости. Около 66-го года она приняла мученическую кончину за свою проповедь Христа.
Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы
В ы п у с к № 21 ( 2 4 4 ) 3 0 . 0 5 . 2 0 2 1