— Много раз Вы говорили, что смирение — первая добродетель, без которой невозможно достичь других. Как достичь смирения в наше беспокойное время?
— По Евангелию нашей веры, именно гордыня — грех, который ангела превратил в диавола. Все мы склонны к гордости. Что такое гордость? Гордость — это желание представить себя лучшими, чем мы есть. Когда двое пришли в храм молиться Богу, фарисей считал себя самым богобоязненным. Он молился Богу так, как будто Бог — его должник, а не наоборот, что он — должник Божий. «Я пощусь два раза в неделю», — говорил он. А в сущности, евреям тогда было дано правило поститься только раз в год, а он аж два раза в неделю! Дает десятину от всего на содержание храма, причем не только от пшеницы и скота, но от всего имущества. И заявляет: «Я не такой, как другие люди». То есть он делает Бога своим должником. Другой же человек пришел в храм молиться Богу, но не смел даже головы поднять. Он молился, говоря: «Господи, помилуй меня, грешного!» Могу вам сказать, что второй, а не первый ушел домой оправданным. Ибо каждый, кто возвысится, будет унижен, а каждый, кто унизится, будет возвышен. Бог противится гордым, а смиренным дает благодать. Если Бог не может приблизиться к тому грешнику, тому гордецу, как Он сможет ему помочь? Вот в чем дело.
— В наше время многие наивно и поспешно толкуют слова Христа «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное». Следуя толкованию святого Иоанна Златоуста, «нищета духа» переводится (то есть объясняется) как «смирение». Откуда непонимание слов Христа нашими современниками?
— Действительно, люди в наше время зачастую не могут понять речи Христа прежде всего из-за своих грехов. Между тем те, кто был ближе ко Христу во времени и по своей жизни, понимали Его слова лучше. Нищие духом, по словам святого Иоанна Златоуста, те, кто всегда чувствуют свой долг перед Господом, чувствуют, сколько Бог делает для них и как мало они воздают Ему за Его доброту и милость. Они всегда чувствуют себя Его должниками.
Гордый человек думает иначе. Гордыня — главный человеческий порок. Специалисты говорят, что нередко чистый и сытый ребенок в пеленках начинает плакать. Почему? Потому что хочет привлечь к себе внимание матери, отца, бабушки, дедушки — всех, хочет быть центром Вселенной.
Желание казаться лучше, чем мы есть на самом деле, иногда переходит в полную бесчеловечность. В природе человека принижать того, кто лучше, клеветать на него, чтобы расстояние между нами было больше в нашу, неправильно понятую, пользу. Пусть каждый сам заглянет в свою душу.
— Когда Вы были в Призрене, Вы говорили, что не умеете сердиться. Сколько времени нужно человеку, чтобы научиться не сердиться, обуздывать себя, пересилить то, что вызывает гнев?
— Нужно смирение. Молодой послушник говорит своему духовному отцу: «Отец, люди плохо говорят о тебе». А духовник отвечает: «Сын мой, они говорят так, как видят. Что сказали бы они, если бы видели и то, что внутри?» Я далек от того, чтобы не уметь сердиться, хотя осознаю, что гнев — отступление перед злом. Гневом ничего сделать нельзя, и больше того — гневаясь, мы прежде всего вредим себе самим, человек искажается, у него колотится сердце, все органы работают на износ. К чему тратить силы на то, что вредно и нам, и другим?
— Вы говорите, что отвыкнуть от греха — то же самое, что и вырвать собственный глаз. Готов ли современный человек к жертвам вообще?
— Это мысль Христа: если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и отбрось от себя. Лучше войти в жизнь с одним глазом, чем гореть в аду с двумя.
Возьмите, к примеру, пьяницу. Как трудно ему освободиться от пьянства. Или курение: как трудно отвыкнуть от него. Один юморист, Марк Твен, как-то сказал, что нет ничего легче, чем оставить курение: он-де оставлял раз тридцать. Современный человек ищет удовольствия, он все менее способен на жертвы во имя общего, истинного добра.
Журнал «Вива». Белград, январь 1997 г.
Из собрания проповедей и интервью с Патриархом Сербским Павлом «Пешком в вечность»
26 ноября 2019