Удалившийся от мира, но не от людей с их духовными печалями, афонский монах учит нас, что жизнь по Евангелию – это не только подвиги, труды, аскеза, но и утешение благодатию Божией. Верующему человеку на духовном пути помогают ангел-хранитель и святые. Настоятель скита Продрому 93-летний старец Петроний (Тэнасе) рассказывает о той великой чести, которую Бог оказал человеку, призвав его к блаженной жизни рядом с Собой, в вечности.
Отец Петроний родился в Румынии в 1916 году, в возрасте 24 лет поступил в монастырь Сихастрия, в 1978-м перешел на Святую Гору Афон, в румынский скит Продрому (святого Иоанна Предтечи). С 1984 года до самой кончины, последовавшей в 2011 году, старец был настоятелем и духовником этого скита. Отец Петроний был широко образованным и в то же время глубоко духовным человеком, большим молитвенником. Ему дважды предлагали стать Румынским Патриархом, но он отказывался от этой чести. Интервью взято в 2009 году, когда старцу исполнилось 93 года.
– Отец Петроний, каковы причины греха в мире?
– Святые отцы говорят о двух видах зла: неведении и нерадении. Они являются «опорами грехов», говорит святой Иоанн Дамаскин. Все грехи проистекают из неведения: ты не знаешь учения Церкви или когда-то что-то знал, но забыл, или ты нерадив и тебя это не особо интересует. И поэтому, была – не была, совершаешь какой-то грех.
На этом зиждется и всё остальное зло, бывающее в жизни человека, поэтому нам необходимо иметь ведение, чтобы знать, как действовать в сфере духовности. Общаясь с верующими, которые приходят сюда и задают мне вопросы, я замечаю, что очень многие пребывают в неведении или неправильно понимают определенные вещи, связанные с Церковью, и применяют советы не должным образом или не применяют вообще, они их не понимают.
Человек и ангел
– Как ангел-хранитель влияет на нашу жизнь, жизнь христиан?
– Ангел, конечно же, влияет на нас. А как влияет враг? Навевая нам злые мысли. Точно так же и ангел, ведь ангел-хранитель – это дух, и душа тоже – дух, и так он той силой, которой обладает, внушает человеку благие помыслы. Есть случаи, превосходящие наше разумение, и они показывают, что кто-то о нас печется. Ангел печется о нас, если мы к нему прислушиваемся и учитываем те внушения, которые он нам делает.
– И, тем не менее, глядя на человека, мы видим, что он – слабое и грешное существо, которое может падать многократно.
– Да он не то что «может падать», а действительно падает!
– Чем же ангел превосходит человека? И чем человек отличается от ангела? Если Христос пришел в мир ради человека, то этим Он придал человеку большую ценность, чем ангелу?
– Не большую, а у каждого из них есть свое разумное основание. Прежде всего, ангел – это дух, а у человека есть еще и тело. Ангел – это тварь, имеющая один смысл, а у человека он другой, и их нельзя сравнивать, говоря, будто один лучше другого. У ангела иные свойства, иное делание, а у человека – другие, и у него другие возможности, так что у каждого из них свое дело. Нельзя сказать, что человек лучше. Сказанное «превосходнее ангелов дал Ты людям, Боже» (см.: Пс. 8: 5–6; Евр. 1–2) относится к тому, что Христос воплотился не ради ангелов, а ради людей.
Ангелы не нуждались в том, чтобы Христос ради них приходил на землю, они были духами, они реализовались, они пребывали в вечном блаженстве. А человек находился в другой ситуации: он был земным, он нес на себе материю, которой не было предназначено войти в вечность, – она была создана на какое-то время, чтобы потом измениться, стать «новым небом и новой землей» (ср.: Откр. 21: 1).
Земля и вся материя, которую мы теперь видим, не вечны, и когда наступит конец, они претворятся и изменятся. А как они войдут в эту вечность – это мы увидим только тогда. Отец Думитру Стэнилоае выражает очень интересную мысль:
«Все прекрасные, величественные усилия человека на земле войдут и в вечность. Например, красота некоторых монастырей, таких как Воронец, Молдовица, красивых обителей в целом не исчезнет подобно простой материи: туда вложены смыслы, там совершаются духовные действия, и они тоже войдут в жизнь вечную. И другие прекрасные вещи, ради которых человек старался, не исчезнут, как если бы их не существовало: они останутся такими благами, которые будут радовать человека во веки веков».
Осуждение ближнего – немалый грех
– Отец Петроний, а что значит не судить другого?
– Святые отцы, Церковь в целом считает большим грехом судить другого. Смотри, Великим постом за богослужением возносится молитва святого Ефрема Сирина, в течение всего Великого поста, за исключением суббот и воскресенья. Она возносится по 8–9 раз в день, и в Уставе сказано, чтобы священник возносил эту молитву, воздев руки, с земными и поясными поклонами. Молитва завершается словами: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Она усердно совершается в продолжение всего Великого поста. Можно было бы ожидать, что когда ты с таким большим усердием молишься, чтобы Бог сохранил тебя от грехов, то будут упомянуты самые тяжкие грехи: убийство, блуд, которые мы считаем самыми большими и худшими, однако святой Ефрем не вставляет их туда, а говорит: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Осуждение ближнего – великий грех. Святые отцы говорят, что, когда мы осуждаем грехи, происходит большая ошибка, потому что ты сам делаешься судьей брата своего, причем по собственному разумению. А у нас нет для этого способностей, и мы не имеем никакого права делать это. Это право есть только у Того, Кто создал человека, – у Бога. Он один имеет право судить человека, а мы, судя ближнего, не уважаем право Бога – Судии праведного.
Только Бог имеет право судить человека, а мы, судя ближнего, не уважаем право Бога – Судии праведного
Каждый человек сотворен по образу Божию, каждый человек – уникальное существо в истории человечества с самого ее начала и до конца света. Никогда не будет двух одинаковых людей. Люди не могут делать одинаковых вещей. К примеру, картины Григореску, Тоницы можно узнать по определенным чертам, по индивидуальному стилю.
Человек ограничен, возможности его ограничены. А Бог – Существо неограниченное, и Его созидательная сила бесконечна. Бог творит уникальным образом, Он не повторяется; каждое существо – это новое творение, отражающее нечто от сияния и безграничности Божества. Поэтому святые отцы говорили: «Видел ли ты человека – ты видел Бога». Вот почему, почитая святые иконы, мы почитаем не дерево и краски, а Изображенного на них. Так же, когда почитаем человека, который есть образ Божий, честь, воздаваемая человеку, восходит к его Творцу. Поэтому мы должны воздавать друг другу честь и уважение и не имеем никакого права судить ближнего.
– А когда занимаешь руководящее положение и у тебя есть подчиненные, которые иногда делают ошибки, как к ним относиться?
– Судить – значит выносить приговор человеку, осуждать его. А если ты обращаешь чье-либо внимание на ошибку с уважением и вежливо, по-отцовски и увещевая, то это не суд, а необходимость, надобность, и это естественно – любить человека и объяснить ему, что он согрешил.
Будем искать блаженства, которое не имеет конца
– С высоты вашего возраста и вашего опыта, что бы вы сказали нынешней молодежи?
– Не ставь вопрос так… Мне нечего сказать, потому что я не обладаю ни одним качеством для этого. Мы советуемся, и если братия снова придут к нам сюда и спросят, мы говорим им, что надо иметь в виду одно: Бог оказал нам великую честь, создав нас по Своему образу, мыслящими существами, благородными существами, и уготовал нам вечные блаженства. Нам надо стараться – это в наших интересах! – унаследовать блаженство, дарованное нам Богом.
Мы в жизни сей стремимся иметь спокойную семью, жилище, хорошие условия и здоровье, и, обретя это, казалось бы, можем сказать, что мы счастливы. Но я спрашиваю себя: а разве это полное счастье? Вовсе нет! В нашу жизнь вклиниваются болезни, невзгоды, неизбежно приходит и смерть. И так всё наше земное счастье заканчивается.
Так если ради этого состояния, которое продолжается всего несколько лет, ради этой краткой жизни на земле мы прикладываем все усилия и так стараемся, то неужели для вечного блаженства не будем делать ничего? Мы же знаем, что Бог установил, чтобы после завершения земной жизни началась вечная. А вечность может быть блаженной и неблаженной, такой, какой мы ее сделали сами.
Святой Никодим Святогорец говорил: «Бог предназначил нам вечное Царство, и я должен готовиться к нему во всё время своей жизни». А что делаю я, чтобы войти туда? Я ведь хочу быть там, где Бог приготовил мне место. Святые очень пеклись об этом: они всегда думали о стяжании вечного Царства, и забота эта иногда становилась изнуряющей, ибо пожигала их. Святой Пимен, лежа на смертном одре, волновался о своей посмертной участи, и ученики спросили его: «И ты еще не уверен, отче, после всего, что сделал?» – «Я делал что мог, но знаю ли я, что попаду к Богу?» Таким вопросом задавался авва Пимен.
А святого Макария Великого на смертном одре бесы искушали, уверяя: «Ты избавился от нас!» Но он отвечал им: «Я еще не избавился от вас, но только когда окажусь в раю». Послушаем и тех святых отцов, которые уверяют нас: «Немного труда – и вечный отдых!»
Постоянно думайте о вечном блаженстве! Третьего не дано: или жизнь вечная с Богом – или осуждение вечное
Я вот что сказал бы молодым: тщательно думайте о вечном блаженстве! Есть две ситуации, tertium non datur (третьего не дано): или жизнь вечная для исполнявших заповеди Божии, или осуждение вечное для тех, кто не жил по воле Божией и исполнял волю вражию. Таковых будет поджидать диавол, по слову: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25: 41). Каждый отправится в путь после жизни сей с тем, что накопил здесь, со своим душевным багажом мыслей, чувств и дел.
Вопросы протосингелу Петронию (Тэнасе)
задавал священник Георгиан Пэуною
Источник: Ziarul Lumina (Газета Свет)
Протосингел Петроний (Тэнасе)