Успение — один из двенадцати важнейших праздников в годовом богослужебном круге, который он и завершает. Он относится к Богородичным, то есть посвящен Божьей Матери. А одно из его народных названий — «летняя Пасха».
Успением Пресвятой Богородицы называется конец Ее земного пути, то есть телесная смерть. Но про Божью Матерь не принято говорить «умерла», а скорее — «уснула». Ведь не только Ее душа отправилась на Небо — Христос забрал и Ее тело из гробницы, где она как бы спала, ожидая, когда Сын придет за Ней.
После Вознесения Господа Дева Мария жила в Иерусалиме, много молилась, и однажды перед Ней, как и много-много лет назад, предстал архангел Гавриил. Когда-то он принес Пречистой весть о том, что через девять месяцев Она родит Сына Божьего. А теперь он принес весть о том, что Господь через три дня возьмет Ее в Свои небесные обители.
В назначенный день в доме, где жила Богоматерь, собрались многие любившие Ее люди. В том числе апостолы, проповедовавшие в разных городах и странах, но по воле Божьей оказавшиеся в этот важный час вместе. Близкие не могли сдержать слез, а Она утешала их, обещая стать Заступницей за каждого перед Престолом Божьим. Она попросила похоронить Ее в пещере, где покоились Ее родители и супруг Иосиф Обручник. Согласно преданию, Христос спустился на землю, чтобы принять Ее душу. И Пречистая, не испытывая ни боли, ни страха, на глазах у присутствующих как будто спокойно уснула.
Погребение Богоматери сопровождалось многими чудесами. А через несколько дней после него в Иерусалим прибыл один из опоздавших на прощание апостолов (вероятно, Фома). Из любви к нему другие согласились открыть гробницу, но тела внутри не оказалось — Господь забрал его. Вечером того же дня Пресвятая Дева явилась ученикам Божьим во время их трапезы со словами: «Радуйтесь, так как с вами буду всегда».
Так произошло событие, которое на протяжении столетий вспоминают христиане всего мира. И все они, следуя призыву Богородицы, радуются, ощущая Ее присутствие, помощь и поддержку в своей жизни.
Дата Успения
Успение — непереходящий праздник, то есть дата его из года в год одна и та же в большинстве христианских Церквей. Православные верующие, живущие по юлианскому календарю, всегда отмечают его 28 августа, и 2022 год не будет исключением. Католики и православные, пользующиеся григорианским летоисчислением, празднуют почти на две недели раньше, 15 августа. В ближайшее к этому числу воскресенье встречают Успение и в Армянской Апостольской Церкви (в 2022 году это и будет 15 августа).
В календаре Русской Православной Церкви такие большие праздники растягиваются на несколько дней. Саму дату окружают дни предпразднества и попразднества. В этот период на богослужениях звучат молитвы и песнопения, рассказывающие о событии. Таким образом, Успение празднуется в течение десяти дней: один — предпразднество (27 августа), еще восемь дней — попразднество, а отдание приходится на 5 сентября.
На самом деле, число и даже месяц земной смерти Пречистой неизвестно. Зато известно, что в древней Церкви был отдельный праздник, посвященный Богоматери. Только одни христиане отмечали его в конце лета, а другие — в январе (кстати, и сейчас Русской Церковью на следующий день после Рождества празднуется Собор Пресвятой Богородицы). Для воспоминания именно об Успении дата была назначена Константинопольским императором Маврикием в конце VI века. И до сих пор христиане живут согласно этому установлению.
А вскоре, 14 сентября (1 сентября по старому стилю), Православная Церковь будет отмечать новолетие. Светский календарь с 1700 года отсчет ведет с января. А церковный — по сей день начинает отсчет с нового периода, принятого в еще Римской империи для административных нужд (индикта), что позволяет сохранить веками выстраиваемую логику. Все важнейшие события христианской истории составляют неслучайный и понятный обычному человеку ряд: начинается год с Рождества Богородицы — 21 сентября, а заканчивается Ее Успением — 28 августа.
Успение — праздник. Почему?
Богоматери за три дня до кончины было известно, что пришло Ее время умирать. Она сообщила об этом близким, дала последние распоряжения и стала ждать Своего часа. Все, кто пришли попрощаться с Ней, горевали и плакали. А Дева Мария была радостна и спокойна — ведь Она шла к Своему Сыну. Она утешала окружающих и обещала для каждого из них быть Заступницей перед Господом. И по сей день верующие почитают Ее как главную небесную помощницу и обращаются к Ней при всякой нужде.
Но не этим объясняется главная радость праздника. Считается, что Сам Господь принял Ее душу, а через несколько дней вознес на Небо во плоти. Она первой из людей прошла по тому пути, который уготован христианам в конце времен. И хотя догмата о телесном воскресении Девы Марии нет, именно так воспринимается Ее кончина и последующее восхождение на Небо.
Почему Успение праздник, объясняет святитель Григорий Палама: «Для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому и, ясно являя Сама на Себе и жизнь исполненную борьбы, и господство над умом и словом. Поэтому, конечно, живоносна и смерть Ее, переводящая в Небесную и бессмертную жизнь; и воспоминание ее есть радостный праздник и всемирное торжество».
И надежды на небесную помощь Богоматери в земном мире, и отсвет будущей вечной жизни создают неповторимую атмосферу этого праздника, когда все печали и скорби растворяются в великой и таинственной радости.
Богослужение Успения
В богослужебной жизни события Успения упоминаются уже накануне самого праздника, в день предпразднества. Песнопения этого дня приглашают верующих достойно проводить на небо Пречистую.
Непосредственно празднование начинается вечером 27 августа на Всенощном Бдении. Во время него звучат стихиры, сопоставляющие Успение с важнейшим событием в жизни Девы Марии — Рождением Сына Божьего — и восхваляющие «дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается». Читаются паремии (фрагменты из Ветхого Завета), традиционные для богородичных праздников. Евангелие, также привычное для дней, посвященных Богоматери, рассказывает о встрече Девы Марии с праведной Елизаветой. Каноны Успения, входящие в вечернее бдение, были написаны святым Космой Маюмским («Преукрашенная») и святым Иоанном Дамаскимным («Отверзу уста»).
Утром 28 августа совершается Литургия, на которой читаются также обычные для богородичных праздников отрывки из Апостола и Евангелия.
Отличительной особенностью Успения стал Чин Погребения Пресвятой Богородицы. Он составлен по подобию утрени Великой субботы. Полное название этой необычной службы, согласно изданному на русском языке в XIX веке тексту, «Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Одно время эта служба была очень популярна в России, а в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры даже был установлен отдельный праздник взятия на небо Богоматери (17/30 августа). Потом эта служба была почти забыта, а сейчас во многих храмах она возобновлена и может совершаться в ближайшие к празднику дни. Во время нее на середину храма, как и в Страстную пятницу, выносится плащаница Богородицы (или икона), к которой прикладываются верующие и с которой совершается крестный ход вокруг храма.
Попразднество, то есть период, когда Церковь продолжает на богослужении вспоминать о событиях Успения, длится до 5 сентября (23 августа ст. ст).
Год Успения
Доподлинно неизвестно, сколько лет было Богородице, когда она преставилась. После Воскресения и Вознесения Сына Божьего Дева Мария большую часть времени проводила в Иерусалиме, где жила в доме святого Иоанна Богослова. Именно ему первому она сообщила о том, что совсем скоро Ей предстоит оставить земной мир. Но попрощаться с Ней прибыли из разных краев и другие апостолы. И именно сохранившиеся о них сведения позволяют предполагать, в каком году случилось Успение Богородицы.
Ориентировочно в 64 — 67 годах были убиты апостолы Павел и Петр, согласно преданию, присутствовавшие и в последние часы Ее жизни, и во время погребения. Соответственно, скончалась Божья Матерь раньше 64-го года.
Считается, что евангелист Лука побывал в Иерусалиме, встретился с Богоматерью и написал Ее образ в 60-ом году. Повествование Деяний святых апостолов, автором которых также был Лука, обрывается около 62-го года. Очевидно, что если бы такой значительный эпизод, как Успение Пречистой, произошел одновременно с описанными в книге событиями, святой не смог бы его пропустить. Значит, почти через 30 лет после Воскресения Христова Дева Мария была еще жива, и скончалась между 62-ым и 64-ым годами.
Косвенным подтверждением такой хронологии можно считать следующий момент: в древности ряд христиан почитали Пречистую как мученицу. Причина такого восприятия заключается, скорее всего, в том, что Богоматерь умерла в самом начале Нероновых гонений на христиан, происходивших как раз в 60-е годы первого столетия. В преддверии такого тяжелого для христиан периода Богоматерь отправилась на Небеса, чтобы оттуда заботиться об угнетаемых и укреплять мучеников. Древние исповедники страдали за Христа, но верили, что с концом земной жизни не заканчивается жизнь души, и что там, в загробном мире, они не будут одиноки.
День Успения (почему именно эта дата выбрана, история)
В христианской традиции распространён обычай устанавливать день памяти того или иного святого в день его кончины. Для верующего человека конец земного пути — это не конец пути души, но начало новой жизни и встреча с Богом. События последних земных дней Богородицы как нельзя лучше демонстрируют это. Но примечательно, что Ее Успение было решено праздновать в день, который верующие уже привыкли посвящать чествованию Девы Марии, а не наоборот.
Дело в том, что основную информацию о жизни Богоматери мы черпаем из апокрифической литературы. В Священном Писании о Ней сказано совсем немного. Никаких точных данных о том, когда Она родилась и когда умерла, не сохранилось. При этом еще при жизни Матерь Божья особо почиталась учениками Христа как близкий, родной человек. И вполне логично, что эта любовь к Ней передалась и следующим поколениям христиан, которые еще до официального соборного решения прославляли Ее. Повсеместно, но не централизовано стали появляться праздники, связанные с Ее именем. Одной из распространенных дат для особой молитвы, обращенной к Богоматери, стало 15 (28) августа. Еще одна дата, установленная в других церковных общинах, приходилась на январь.
Считается, что окончательное решение о праздновании Успения в конце лета принял византийский император Маврикий, связав праздник со своей военной победой. И со временем эта дата стала общей для всех христиан.
Даты тех или иных событий, отмечаемых Церковью, в большинстве случаев условны. Более-менее точно мы можем знать только, когда произошло Воскресение Христово. И то каждый год дата праздника рассчитывается по пасхалии, а не отмечается одного и того же числа, определенного раз и навсегда. Даже в расчеты о начале новой эры, возможно, закралась ошибка, и первый ее год на самом дела начался несколько раньше, чем мы привыкли думать. Но для верующего человека важно не конкретное число и время, а сами события, создавшие совершенно новую для человечества систему жизненных координат.
История праздника Успения Богородицы
Почитать Деву Марию как Родительницу воплотившегося Господа на общецерковном уровне стали только в V веке, когда решение об этом было принято на Вселенском Соборе в Эфесе. И только после этого в календаре стали устанавливаться праздники, посвященные Богоматери. Впрочем, и раньше в некоторых Церквях были посвященные Ей дни года. Так, иерусалимские верующие ежегодно 15 августа праздновали память Пречистой. А вслед за ними особо почитать Ее в этот день стали и в константинопольском Влахернском храме (том самом, в котором позже произойдет еще одно знаковое событие, связанное с Ее именем, — Покров Пресвятой Богородицы). Только праздновали древние верующие совсем не то, что мы сегодня — они вспоминали событие, произошедшее на пути Девы Марии и Иосифа в Вифлеем, то есть незадолго до появления на свет Младенца. И скорее этот праздник напоминает известный нам сегодня Собор Пресвятой Богородицы, который отмечается на следующий день после Рождества. Кстати, копты похожий праздник отмечали как раз в декабре, ближе к 25 декабря, когда принято было праздновать Его приход в мир.
В V веке уже сложно было восстановить хронологию событий. Мало кто мог точно сказать даже, в каком месяце родился Христос. И уж тем более никто не мог назвать дату Успения Пречистой. В 595 году в Константинополе император Маврикий выбрал для воспоминания о последних днях Богородицы на земле посвященный Ей летний день, то есть 15 августа. На это решение повлиял тот факт, что именно эта дата стала датой его победы над персами. Можно было бы сказать, что в выборе между празднованием Успения зимой или летом все решили обстоятельства. Но если посмотреть, какой глубокий смысл несет в себе распределение праздников по всему году, то становится понятно, что их установление не случайно, а промыслительно.
Источник: www.foma.ru