– Все время в одном и том же каюсь, одни и те же грехи повторяю! Что ж это такое!
Эти слова в различных вариациях приходится слышать на Исповеди раз за разом. И иногда так сокрушается человек, что хочется поддержать, утешить его, и отвечаешь:
– Ну что ж, слава Богу, что одни и те же грехи, что новых, по крайней мере, не появилось!
Но на самом деле беда это, конечно. Есть устойчивое ощущение того, что мы и правда топчемся годами на одном месте, не то что не идем вперед, а очень часто, напротив, обращаемся вспять. Что обычно свидетельствует о том, что человек развивается, живет настоящей, полноценной жизнью? Вне всякого сомнения – положительная динамика. Преодоление проблем, которые прежде казались непреодолимыми, изживание недостатков, искоренение дурных привычек и приобретение навыков добрых, полезных. А если всего этого нет? Или есть, но лишь в какой-то зачаточной форме, если развитие не происходит? Обозначилось, наметилось, но в какой-то момент прекратилось. Тогда – картина грустная, удручающая, навевающая уныние. То самое, в котором мы тоже постоянно каемся и которое то и дело нас одолевает, лишая последних, таких необходимых сил.
И молиться из этого состояния трудно, дерзновения нет, ум рассеян, вера, та, что и молитву питает, и от молитвы возгревается, совсем слаба. И от этого уныние еще сильнее наваливается.
«Духа не угашайте» (1 Фес. 5, 19), – говорит апостол Павел. И хочется не угашать. Но как? Не видишь в себе плодов благих – и понимаешь волей-неволей, что ты – смоковница бесплодная, и помнишь, какая участь ее постигла. Но никак другого понять не получается. Почему, согласно тому же апостолу, «доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 19)? Неужели нет никакого выхода, и «что было, то и будет»?..
Выход, конечно, есть. Он очень простой, очевидный. И – пренебрегаемый.
Ходит бычок, привязанный веревкой к столбу, по кругу. Пройдет несколько кругов, намотает веревку на столб, стукнется об него лбом – звонко, больно – и начнет движение в противоположную сторону. Пока веревка снова не намотается, и снова не станет больно и обидно. Бычка жалко, но ему это простительно. Он не может анализировать свои ошибки, не может делать соответствующие выводы и затем применять их на практике. Или может?.. Это неважно, впрочем. Главное – мы не только можем, но и должны. Обязаны.
Господь наделил нас удивительной способностью – мыслить
Господь наделил нас удивительной способностью – мыслить. Человек неслучайно именуется у отцов «разумным существом». И поистине грех этой способностью, этой разумностью не пользоваться, жить так, словно нет ее у нас вовсе. В особенности – жить (или пытаться жить) жизнью христианской.
Не скажу ничего нового, но скажу о том, что неимоверно важно. Каждый, кто хочет преуспеть в стяжании добродетелей, кто хочет идти к Богу, стремится исполнять Его волю на земле, желает быть с Ним в вечности, обязательно должен иметь повседневное делание, состоящее из нескольких элементов.
Первое – стараться быть внимательным. Внимательным к тому, что он делает, что говорит, что думает и что чувствует. И оценивать все это с точки зрения заповедей евангельских.
Второе – совершая те или иные грехи либо ошибки (а грех – всегда ошибка), не стараться тотчас же об этом забыть. А обязательно тут же, как только удается их осознать, каяться в сердце своем, просить у Бога прощения.
Третье – вечером выбирать время для того, чтобы вспомнить эти ошибки и грехи. И теперь уже не только покаяться в них с сокрушением и умилением, не только пообещать Богу постараться не повторять их, но и непременно сделать то, что поможет это обещание сдержать, по крайней мере сделает его хотя бы теоретически выполнимым. А именно – разобрать каждый такой эпизод и понять: как, почему, в силу каких внутренних причин и под влиянием каких внешних обстоятельств я согрешил, ошибся, сбился с пути? Каким образом меня вновь обманул, запутал, заморочил враг? Что мне нужно было сделать, чтобы избежать всего этого (а избежать – я это знаю – я точно мог)? Вдумчивые, трезвые ответы на эти вопросы крайне важны. В них – основа для жизни праведной, практическая основа.
Четвертое – дав себе эти ответы, уразумев, как действовать, чтобы больше не падать снова, надо обязательно утвердиться в намерении поступать именно так, а ни в коем случае не иначе. Чтобы не уподобляться тому самому несчастному глупенькому бычку. И необходимо твердо-натвердо внушить себе: если я решу в какой-то момент пренебрегать этим столь мучительно дающимся знанием, так трудно приобретаемым опытом, то я с неизбежностью опять упаду – по-другому быть просто-напросто не может.
Пятое – молиться, чтобы Господь дал силы это намерение не утрачивать, не ослабевать в своем произволении жить чисто и достойно Его милости и любви к нам.
Молиться, чтобы Господь дал силы жить чисто и достойно Его любви к нам
И шестое – не этим вечером, а следующим утром – непременно нужно все то, о чем мы думали вечером, привести себя на память, актуализировать. Представить – какие уже известные нам искушения, какие многократно пережитые или незначительно отличающиеся от них ситуации могут нас ожидать. И приготовиться к ним. Как? Ясно и четко объяснив себе самим, как в этих искушениях нам надо поступать, как в этих ситуациях действовать.
И затем – снова внимание…
Это все кажется немного сложным, особенно оттого, что делание, о котором тут идет речь, должно быть постоянным, только тогда оно принесет ожидаемый плод. Но в действительности все гораздо проще, чем кажется. Просто требуется время и усердие, чтобы все вышеперечисленное обратилось в навык. Такой же, как чистить зубы и умываться по утрам, приводить в порядок обувь и одежду, покупать и готовить пищу, и как многие и многие другие навыки, которые стали настолько естественными для нас, что нам и в голову не приходит ими тяготиться. Без постоянства вообще ни одно дело не бывает успешным, а тут… Враг, как говорил один старец, имеет против нас «брань неотдышную», то есть трудится ради нашей погибели без отпусков и каникул, не покладая рук, как самый настоящий стахановец, стремящийся завершить пятилетку в три года. И не стоит нам в этом усердии ему уступать.
Требуется время и усердие, чтобы все вышеперечисленное обратилось в навык
Да, внутренняя работа – самая непростая. Она причиняет дискомфорт, а нередко и самую настоящую боль. Но падать раз за разом – еще больнее. И подниматься после новых и новых падений – еще затратней. И унывать от всего этого – несравненно тягостней.
Куда лучше – работать над ошибками, кропотливо и старательно. И видеть пусть скромный, но результат, понимать, что ты не стоишь на месте, не обращаешься вспять, а идешь – к Тому, Кто радуется каждому твоему шагу и незримо поддерживает тебя на протяжении всего пути. И ждет…
Игумен Нектарий (Морозов)