Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, выдающийся церковный писатель, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии около 347 года, в семье христиан. Его отец, Секунд, занимавший высокий государственный пост, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия.
Наряду с христианским воспитанием, юноша получил прекрасное светское образование: изучил греческую литературу, историю, поэтику, географию, геометрию, риторику и другие науки. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, полюбивший Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца.
В 372 году, вероятно после смерти матери, Иоанн вступил на пусть иноческой жизни. Четыре года он провел на горе Сильпий (рядом с Антиохией), населенной в то время монахами. В поисках более суровой аскезы Иоанн поселился в одиночестве в одной из пещер той же горы. Он соблюдал полное безмолвие, изучал Священное Писание, строго постился и почти не спал. После двух лет такой жизни, серьезно подорвав здоровье, Иоанн принял решение вернуться в город.
В 380/81 году был возведен в сад дьякона, а пятью годами позже рукоположен в священники. Святой Иоанн постепенно приобрел великую славу и всенародную любовь как проповедник: за редкий дар Боговдохновенного слова он получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда – каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей. Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Время священнического служения было для него самым счастливым и плодотворным в творческом плане: образ жизни в точности соответствовал его склонностям и дарованиям. К этому периоду относятся почти все его основные экзегетические беседы, а также много гомилий, посвященных нравственным, догматическим и аскетическим вопросам.
Слава святого проповедника росла, и в 397 году, после смерти Константинопольского архиепископа Нектария, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру.
В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного –с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Святитель сократил расходы на содержание епископского дворца. Официальные помпезные приемы, изысканный стол, роскошное размещение приезжающих епископов были отменены. Средства были перенаправлены на странноприимный дом при епископском дворце. Затем по распоряжению святителя Иоанна была открыта еще большая богадельня с двумя пресвитерами во главе и с полным штатом врачей, поваров и др. Сам архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды.
Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения.
Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, социальное расслоение общества, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой Иоанн встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других – постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа «за все пути Его». Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Иоанн Златоуст был отправлен в городок Кукуз в Армении, где продолжал активнейшую переписку с друзьями (до нас дошло более двухсот писем). И за это из Кукуза он был отправлен еще дальше, на самый край тогдашней Империи — в Питиунт (нынешняя Пицунда в Абхазии). Места назначения измученный святитель так и не достиг — он умер в местечке под названием Команы 14 сентября 407 года. Перед смертью он произнес слова, ставшие затем своего рода последним девизом всех пострадавших христиан: «Слава Богу за все!» В этих словах — итог его земной жизни. Ни один из греч. Отцов Церкви не оставил столь обширного литературного наследия, как Иоанн Златоуст, которому принадлежит почти 900 сочинений Почитание святителя началось практически сразу после его смерти, и мощи его недолго оставались в Команах. Уже в 438 году по инициативе нового патриарха Прокла и нового императора Феодосия они были перенесены в Константинополь. Оттуда они были похищены в 1204 году крестоносцами, которые увезли их в Рим, и лишь в 2004 году папа Иоанн Павел II возвратил их на прежнее место.
Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы
В ы п у с к № 3 9 ( 2 17 )