Радуйтесь тому, что нас окружает. Все нас научает и ведет к Богу. Все вокруг нас – это капли любви Божией. И одушевленный мир, и неодушевленный, и растения, и животные, и птицы, и горы, и море, и закат солнца, и звездное небо. Это – любовь в миниатюре, через которую мы приходим к великой Любви – Христу. Цветы, например, обладают своей прелестью, научая нас и своим ароматом, и своим величием. Они говорят нам о любви Божией. Они распространяют свою аромат, свою красоту и на грешников, и на праведников.
Чтобы стать христианином, нужно иметь поэтическую душу, нужно стать поэтом. Христос не хочет, чтобы рядом с ним были «толстокожие» души. Христианин, пусть даже только тогда, когда любит, – поэт, он пребывает в поэзии. Любовью проникаются люди с поэтическими сердцами, они влагают ее в свои сердца, обнимают ее и глубоко ее ощущают.
Пользуйтесь прекрасными мгновениями. Прекрасные мгновения настраивают душу на молитву, делают ее тонкой, благородной, поэтичной. Проснитесь утром, посмотрите на то, как царь-солнце, облеченное в порфиру, поднимается над морем. Когда вас вдохновляет какая-то прекрасная местность, церквушка, что-то красивое, не задерживайтесь там, но идите дальше этого, славословьте все прекрасное, чтобы жить лишь Прекрасным. Все – свято: и море, и купание, и пища. Радуйтесь всему этому. Все нас обогащает, все ведет нас к великой Любви, все ведет нас ко Христу.
Обращайте внимание на то, что создал человек: дома, здания, большие или маленькие, города, деревни, обращайте внимание на людей и на их культуру. Спрашивайте, совершенствуйте ваши знания обо всем, не оставайтесь безразличными. Это поможет вам более глубоко исследовать тайны Божии. Все дает нам возможность единения со всем и всеми, становится причиной благодарения и молитвы ко Господу всяческих. Живите во всем, в природе, во всем. Природа – это таинственное Евангелие. Но когда у человека внутри отсутствует Благодать, тогда нет ему пользы и от природы. Природа пробуждает нас, но она не может ввести нас в Рай.
Сей духоносный, который имеет Дух Божий, внимает тому, где проходит, он весь – зрение, весь – обоняние. Все его чувства живы, но они живы Духом Божиим. Он иной. Он все видит и все слышит: видит птиц, камень, бабочку… Проходя где-то, он ощущает все, например, ароматы. Он живет среди всего: среди бабочек, среди пчел и т.д. Благодать заставляет его быть внимательным. Он желает быть вместе со всем.
Ну, что вам сказать? Я пережил это, когда на Афоне меня посетила Божественная Благодать. Помню, соловей со сложенными позади крыльями, чтобы было сильнее, выводил оглушительные трели в деревьях. Вот это да! Если бы у меня был стаканчик воды, я бы давал ему постоянно, чтобы он утолял жажду…Почему соловей выводит оглушительные трели, ну почему? Да ведь и он радуется своим трелям, чувствует их, а потому и выводит.
Меня очень вдохновляли птички в лесу. Сходите как-нибудь в Каллисии, послушайте соловьев. Даже если у тебя каменное сердце, все равно ты будешь растроган. Как же тут не почувствовать, что ты вместе со всеми? Проникайте глубоко в их цель. А цель положена их Творцом. Целесообразность творения указывает на величие Бога и Его промысл. На нас, людях, иначе выражается целесообразность Божия. Мы обладаем свободой и разумом.
Однажды я подумал, дай-ка сделаю прудик среди сосен, поставив резервуар на два кубометра с автоматической подачей воды. Тогда прилетят соловьи, которым так нужна и вода, и мошки, и мухи…
Как-то раз, когда я жил в Каллисиях, возвращался я в монастырь после болезни, и пастушка, госпожа Мария, пришла и привела мне ослика, чтобы отвезти меня. По дороге я спросил ее:
– Госпожа Мария, как там красоты, луга, цвета, бабочки, ароматы, соловьи?
– Ничего нет, – отвечает она.
– Да?- изумляюсь я. Как же, ведь май месяц, и ничего нет?
– Ничего!, – отвечает она.
Через какое-то время мы встречаем все это: цветы, благоухание, бабочек.
– Ну, госпожа Мария, что скажешь теперь?
– А я и не заметила!
Проехав дальше, мы прибыли в Платании. От соловьиных трелей разрывался воздух.
– Госпожа Мария, ты меня обманула!
– Нет, – отвечает она, – я просто этого ничего совсем не замечала!
Да и я был в начале «толстокожим», не понимал. А потом Бог даровал мне Благодать. Все тогда изменилось. Это случилось, как только я начал послушание. Помню окаменелые деревья, стволы, которые мы видели на Метилене. Они существуют уже пятнадцать миллионов лет. Так меня они поразили! И это тоже молитва – видеть окаменелости и прославлять величия Божия.
Преподобный Порфирий Кавсокаливит