Преподобный Никита, уроженец Переславля-Залесского, жил в XII в., и, возможно, принадлежал к числу местных представителей княжеской администрации.
В юности он вступил в брак и предался многим порокам; был, как говорится в рукописном житии, другом мытарей; притеснял бедных, заводил ссоры с богатыми, взимая от них неправедную мзду и сим способом приобрёл себе богатое имение.
Однажды Никита пришёл в церковь, где за богослужением услышал слова пророка Исайи: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис. 1, 16-17). Эти пророческие слова до того тронули Никиту, что он тогда же решился оставить порочную свою жизнь и всецело посвятить себя служению Богу. Оставив дом, семейство и большое имение, неправедно им нажитое, он ушёл в Никитский монастырь, где показал собою редкий пример самоотвержения и духовного подвижничества.
Возложив на себя тяжёлые железные вериги, он заключился в уединённый каменный столп, в котором до самой кончины своей день и ночь пребывая в трудах, посте и молитве, с сердечным сокрушением просил у Господа Бога прощения своих грехов, взывая непрестанно: «Владыко Христе Царю! Помилуй мя падшаго; возстави на путь истинный погрязшаго в тине греховной».
Вериг у святого было двое: одни из них полегче он носил на теле; другие, весом в два с половиною пуда, возлагал и носил поверх одежды. За свою подвижническую жизнь и раскаяние, согласно житию, Никита получил от Бога дар чудотворений.
Никита избрал редкий вид подвижничества — столпничество. В Древней Руси оно получило распространение в XII в., когда в византийском мире принятая на христианском Востоке практика стояния «на столпе» была заменена вхождением «в столп», роль которого выполняла башня на территории монастыря или ниша в стене монастырского собора. Житие Никиты показывает, что его столпничество являлось особым видом затворничества. В то время Никитский монастырь не имел каменных строений, которые могли быть приспособлены для столпнического подвига. Столп Никиты был похож скорее на пещеру или яму на склоне холма, чем на сруб.
24 мая 1186 г. преподобный Никита Столпник умер насильственною смертью. К преподобному пришли двое из его ближних за благословением. Железные вериги Никиты, от времени обтёршиеся и получившие блеск, были принятыми ими за серебряные. Желая завладеть ими, они убили преподобного Никиту.
Ещё при жизни преподобный Никита удостоился дара целительства, благодаря которому был прославлен. Одним из известных чудес святого является исцеление князя Михаила Черниговского. Согласно житию, князь, страдавший от расслабления, услышав о чудотворениях Никиты, прибыл из Чернигова в Переславль. Не дойдя до монастыря, он послал ближнего боярина к святому с просьбой о помощи. Никита, видя христианское усердие князя, передал ему с посланником свой монашеский жезл. Взяв его в руки, князь тотчас исцелился.
В мае 2000 г. мощи преподобного Никиты были освидетельствованы и обретен.
Источник: www.preparhia.ru