(14 октября )
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, ставший символом неустанного заступничества Божией Матери за род христианский, — один из самых почитаемых и любимых на Руси. Относится к числу великих праздников, но его богослужебные особенности во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам.
Событие, послужившее основанием для торжества, относится к началу Х века — оно произошло в конце правления императора Льва Философа (886–911 гг.), во время нашествия на Константинополь варваров (сарацин или русов). При любом серьезном бедствии — а разного рода напасти постигали Византию часто — народ собирался для совместной молитвы во Влахернскую церковь, где были собраны чтимые иконы и святыни, связанные с Пресвятой Богородицей — мафорий и риза Девы Марии, привезенные из Палестины патрикиями Гальбием и Кандидом. И в этот раз священники и жители города горячо молились в храме об избавлении от врагов, был среди них блаженный Андрей (славянин, попавший некогда в византийский плен), Христа ради юродивый, и его ученик Епифаний.
Вот как повествует о чудесном событии житие преподобного Андрея: «…в четвертомчасу ночи (по современному счету времени — около 23 часов) увидел блаженный Андрейвоочию Святую Богородицу, очень высокую, появившуюся со стороны Царских Воротс грозной свитой. В ее числе были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома (апостолИоанн Богослов), держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другиесвятые, облаченные в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Нею с гимнамии песнопениями духовными. И вот, когда они приблизились к амвону, подошелблаженный к Епифанию и говорит: „Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?“Он же ответил: „Да, отец мой духовный“. И пока они смотрели, Богородица, преклонивСвои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и пречистый лик Свой.А после молитвы Она подошла к алтарю, прося за стоящих вокруг людей. И вот когдаОна окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с Себя мафорий, которыйносила на Своей беспорочной главе и который видом был как молния, и, взяв его Своимипречистыми руками, — а он был велик и грозен — распростерла над всеми стоящимитам людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростертымнад народом и излучающим славу Божию, словно янтарь. И до тех пор, пока была тамСвятая Богородица, был виден и покров, а после того, как Она удалилась, его большене было видно, ибо Она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимсятам…»
Чудесный покров защитил город: поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавивжителей Константинополя от смерти. Заступничество Пресвятой Богородицы за город нашло отражение в житии святого Андрея Юродивого, но богослужебно отмечено не было.
На Руси исторически конкретный смысл «покрова-защиты» жителей Константинополя неизмеримо расширился, и он стал восприниматься как «Покров Богоматери над Русской землей» — местом особого почитания Царицы Небесной. Появление праздника Покрова в нашей стране связано с Владимиро-Суздальскими землями и именем святого князя Андрея Боголюбского. В память заступничества Богородицы через Ее Владимирскую икону за войско Андрея Боголюбского в походе против волжских булгар в 1164 году по инициативе князя были учреждены праздники — в честь Покрова Пресвятой Богородицы(1 октября) и Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Православной Церкви. Были составлены службы в честь этих событий и создан ряд произведений (при возможном участии святого князя как автора в некоторых из них), главной темой которых является покровительство Богоматери Владимиро-Суздальскому княжеству: Слово о победе над волжскими булгарами, Слово на праздник Покрова, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери.
Дата праздника Покрова Пресвятой Богородицы в годовом богослужебном круге была приурочена к 1 (14 нов. ст.) октября; она связана с празднованием памяти блаженного Андрея Юродивого 2 (15) октября. В соответствии с православной литургической традицией, за основным праздником обычно следует прославление тех, кто был непосредственным участником воспоминаемого в праздничном богослужении события.По горячим молитвам народа многажды помогала Богородица, и свидетельством Ее заступления стали тысячи храмов, построенных в честь Покрова. Назовем два из них —самых известных: это построенный при святом Андрее Боголюбском храм Покрова на Нерли (1165 г.) и Покровский собор в Москве, называемый обычно храмом Василия Блаженного, — он был заложен царем Иоанном Грозным после возвращения из казанского похода в память взятия Казани, ведь именно в праздник Покрова русские войска овладели городом.
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы (глас 4)
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы (глас 3)
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой святый: Тя бо виде святый Андрей навоздусе, за ны Христу молящуюся.
Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы
В ы п у с к № 3 3 ( 2 11 )