Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил сказал ему: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп говорит ему: «Пойди и посмотри» (Ин. 1: 45–46).
Какое дерзновенное и святое приглашение! Филипп зовет Нафанаила, чтобы увидеть что? Или кого? Самого Бога!
Насколько же странным было услышать это приглашение для еврея. Ведь он хорошо знает, что если он хочет приблизиться к Богу, то может встретить Его в Его славе или через присутствие Его славы только в Храме или в Скинии.
Согласно Ветхому Завету, слава Господня сошла на Ковчег Завета. Никто не подходил к Ковчегу, кроме первосвященника, а он делал это раз в год. Как же еврей с такой верой, как у Нафанаила, может быть призван к Богу, чтобы Его увидеть?..
Может быть, в то время услышать этот призыв было не легче, чем сегодня. Легко ли сегодня выйти из храма, встретить своего ближнего, будь он верующим или атеистом, и взять его за руку, сказав ему: «Пойдем, я покажу тебе Бога!»? Если мы этого не делаем или не можем сделать, то что мы тогда делаем?
И хотя это великое и трудное дело, но настоящий христианин знает, что в этом заключается его миссия. Это наша общая миссия – показать Бога другим, ибо мы являемся посланниками любви и спасения и соработниками Бога для спасения других.
И этот вызов мы, будучи христианами, принимаем, потому что понимаем, что это настоящая потребность каждого человека и конечная цель его поисков сквозь все страдания жизни.
В земной жизни человек вершит разные дела, строит мечты и ставит различные цели. Но человеческий опыт доказал, что достижение всех этих целей не ведет к утолению настоящей, главной жажды души. Ведь главная жажда каждой души – жажда по Богу.
Человеческий глаз остается удовлетворенным и успокоенным только тогда, когда лицезреет икону Божию. Это человеческое желание было выражено Филиппом, когда он сказал Иисусу: «Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам» (Ин. 14: 8).
Человек – заблудшая овца, которая находится в поиске. Христос сказал нам: «Вы есте свет мира» (Мф. 5: 14).
Жизненность и важность нашей миссии состоит в том, чтобы привести человека к конечному результату в каждом поиске – к встрече с Богом. Как велика эта миссия!
Важность нашей миссии состоит в том, чтобы привести человека к конечному результату поиска – к встрече с Богом
Наша христианская любовь к ближнему немедленно подхватывает эту потребность человека и принимает ее как свою миссию. Фраза «пойди и посмотри» обобщает послание каждого христианина всем своим ближним. Она обобщает православие каждого христианина. А под «православием» (правильной верой) понимается здесь «ортопраксия» (правильное поведение).
Выражение: «Пойди и посмотри» – это наше послание к людям от всего нашего ума, сердца и заботы о них. Благословенны ноги проповедников, несущих по миру это послание!
На просьбу ученика: «Господи, покажи нам Отца, и довлеет нам» – Иисус ответил: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14: 8–9).
Христос есть образ Отца. Он являет слово Отца для людей. Он представляет всю Божественную волю. Мы действительно можем видеть и познавать Отца через Него. Он – Тот, кто показывает нам Отца.
Мы видим Иисуса, разговариваем с Ним и учимся у Него через икону. Видели ли мы икону Вседержителя и узнали ли через нее заботу Божию и Его призыв к нам?
Каждый раз, когда мы смотрим на икону Рождества, мы оказываемся перед событием Его Воплощения и новым рождением всеобщей человеческой и нашей личной истории. Все это побуждает нас к ответу, определяющему путь нашей жизни.
Икона – это Христос, выраженный через цвета красок. Икона открывает то заботу Божию, то Его могущество, то Его смирение и все прекрасное в Нем, что призывает нас к действию. Мы говорим со Христом через икону.
Икона – это инструмент поклонения. Под поклонением мы подразумеваем все, что побуждает нас говорить с Богом и обсуждать с Ним нашу жизнь, действия, миссию и отношения. Так что через икону мы видим Бога и показываем Его другим.
Если мы хотим изобразить Божественную любовь и явить ее людям в ее самом прекрасном виде, если мы хотим обобщить выражение Иоанна Богослова: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Ин. 15: 13), тогда изобразим Христа на Кресте и всем откроем сию тайну Его любви к человечеству.
Братья и сестры, посмотрите на одну икону, и вы увидите Божественную любовь. В другой увидите Его справедливость, Его призыв, Его действие и Его ожидание нас…
Почитание икон является нашей обязанностью, и это наше средство, чтобы показать людям Бога.
Икона – это наше средство, чтобы показать людям Бога
Икона есть утоление жажды человеческого глаза и его утешение. Придя в монастырь после скорбной жизни, преподобный Силуан Афонский начал свой путь покаяния и подвигов добродетели. Однажды он пришел в церковь и понял через икону Христа, что он прощен.
Твоей святой иконе, Благий, мы поклоняемся, прося прощения наших грехов. Над Твоей иконой мы размышляем и через нее видим Твой лик и Твою любовь, взывающую ко всем ближним нашим: «Пойди и посмотри». Аминь.
Митрополит Павел (Язиджи)
Источник:www.monastery.ru