«Иди в Серпухов, во Владычний монастырь…»
Чудная икона «Неупиваемая Чаша» явилась миру, можно сказать, недавно – в 1878 году. Богоматерь, особенно любящая Россию, вновь послала русским людям помощь через Свой святой образ.
Кто может знать пути Божии, но можно предположить, что укоренявшаяся в последние столетия немощь русского народа – пьянство – к тому времени уже перешла в грех, и нужна была благодатная помощь заблудшим людям, указание свыше, в чем им надо каяться. А возможно, эта икона была промыслительно явлена для грядущего ХХ столетия, утонувшего в слезах и вине. Если в конце XIX века ее почитание носило в основном местный характер, о чем свидетельствует отсутствие упоминаний о ней в дореволюционной церковной литературе, за исключением нескольких местных статей, то в наше время произошло настоящее прославление этой святыни.
Здесь необходимо заметить, что пьянство не было национальной и исконной чертой русского народа. Пьянство, как пишет Николай Оплетин в статье «Миф о русском пьянстве», было несвойственно нашим предкам. «В те времена на Руси (до крещения Руси – Прим. С. Р.) не было водки и многих других вредных для здоровья напитков. Пили русичи медовуху (сброженный и очищенный мед), которая лишь укрепляла их здоровье. Вином на Руси угощали только почетных гостей: наливали одну, реже две крохотные рюмочки и подолгу смаковали. Кроме того, вино почиталось лечебным средством от разных хворей.
А как же появилась в России водка? Ведь ее многие ошибочно считают русским “изобретением”. Водка появилась в России всего пять веков назад. Ее завезли генуэзские купцы в 1428 году. Русские не имели никакого отношения к ее “изобретению”. Эта “честь” принадлежит арабам. Более того, сразу после знакомства русских с водкой она попала под запрет. Во времена мощного подъема России в XV–XVII веках русские являлись самой трезвой нацией в мире.
Даже иностранцы, бывшие в России в те времена, отмечали, что трезвый образ жизни – национальная черта наших предков. Пить водку русские стали лишь в середине XVI столетия, когда по воле Ивана Грозного в Первопрестольной был открыт первый “царев кабак”. Правда, поначалу крепость ее была совсем не такой, как сейчас, всего 14 градусов. Отмечу также, что до конца XIX века водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в питейных домах. И пьянствовала лишь весьма узкая прослойка населения, так как употреблять спиртное разрешалось только в кабаке, а ходить туда было неприлично. […]
Даже иностранцы отмечали, что трезвый образ жизни – национальная черта наших предков
Потребление алкоголя в России стало расти лишь к 1914 году, достигнув 4,7 литра на душу населения (сравните с нынешними 18 литрами). Заметим, что уровень потребления алкоголя в Европе и Америке в те годы был в два раза выше, чем в России». [1]
«Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери “Неупиваемая Чаша”» было записано священномучеником Иаковом Бриллиантовым в 1912 году со слов монахини Елизаветы, насельницы Введенского Владычнего женского монастыря, находящегося в городе Серпухове. Напомним, что монастырь этот был основан в четырнадцатом столетии по благословению святого митрополита Алексия его учеником Варлаамом. Со времени своего основания он был мужским, но к концу XVIII столетия оскудел и в начале нового века стал женским.
Обретение иконы «Неупиваемая Чаша» произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878). Один крестьянин Тульской губернии Евфремовского уезда, отставной николаевский солдат с пенсией, имел слабость к вину. Он пропивал все в доме и всю пенсию и дошел до нищенского состояния, в довершение всего у него отнялись ноги. Находясь в таком разладе душевном, телесном и материальном, он видит однажды сон: приходит к нему старец благообразного вида и говорит ему: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там, в Георгиевском храме, есть икона Божией Матери “Неупиваемая Чаша”, отслужи перед ней молебен и будешь здоров и душою, и телом». Но крестьянин, несмотря на то что сон, видимо, был необыкновенный, не пошел в Серпухов, потому что не знал, как добраться туда без ног и без гроша в кармане. Тогда тот же старец явился ему во второй раз и уже настолько грозно потребовал исполнить его приказание, что крестьянин решился немедленно отправиться в путь. Двигался он на четвереньках. По лежащим на пути селениям останавливался для отдыха и подкрепления пищей. На одной из таких остановок старушка-крестьянка приняла его на ночлег, накормила и, в облегчение болезни его ног, растерла их и уложила больного и усталого путника на печь. И вот что тогда случилось: ночью, проснувшись, путник почувствовал приятное ощущение в ногах и тут же с большой осторожностью, спускаясь с печи, попробовал встать на ноги. Хотя и очень слабо, но он смог стоять на ногах! Он с нетерпением дождался утра, чтобы отправиться в дальнейший путь: теперь уже, может быть, не на четвереньках, а на ногах, хотя и с помощью палок. Но добрая старушка удержала его еще на сутки и опять на ночь растерла ему ноги. Видимо, больному стало лучше, и он действительно теперь уже пошел. Правда, сначала с двумя палками, а потом и с одной. Так дошел он до Серпухова и до Владычнего монастыря. Обут он был в теплые валяные сапоги, несмотря на июль месяц.
Во Владычнем монастыре он поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (впоследствии монахине Елизавете), церковнице при храме великомученика Георгия, и настойчиво просил, чтобы был отслужен молебен Матери Божией перед Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Но в монастыре никто не знал иконы Матери Божией с таким наименованием. Тогда явилась мысль: уж не та ли это икона, которая висит в проходе из Георгиевского храма на колокольню или в ризницу. На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно усмотрели надпись: «Неупиваемая Чаша». Знаменательно было и то, что когда нашего путника подвели к раке преподобного Варлаама, то в его святом лике он сразу признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов во Владычний монастырь к Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Весть о чудном явлении быстро распространилась по городу Серпухову, а затем по ближним и дальним весям Серпуховского уезда и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые страстью винопития, чтобы помолиться Матери Божией пред Ее новоявленной иконой. Некоторые из них являлись снова, чтобы благодарить Царицу Небесную за Ее великие милости, за исцеления. Вскоре после прославления святая икона «Неупиваемая Чаша» из ее прежнего помещения была перенесена в соборный храм и поставлена на чрезвычайно удобном месте.
Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения
Святая икона «Неупиваемая Чаша» прекрасного старинного письма. Лик Матери Божией совершенно как живой. Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение иконы Богоматери «Знамение». Только Богомладенец написан стоящим в чаше. Чаша с благословляющим Богомладенцем – это Чаша Святого Причащения. Чаша эта воистину есть неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее есть «всегда едомый и никогда неиждиваемый». А Матерь Божия с воздетыми вверх пречистыми руками, как могучий первосвященник, очевидно, ходатайствует, чтобы жертва сия – Святая Чаша – была принята в Принебесный Жертвенник за грешный род человеческий. И также нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как через Причащение Святых Христовых Таин.
«Отныне былому горю положен навеки прочный конец!»
В царской России, когда порок пьянства сильно распространился в народе, с ним началась борьба.
Одно из крупнейших благотворительных учреждений, пропагандирующих трезвенный образ жизни, было образовано в 1898 году в Санкт-Петербурге. Его основой явилось Общество распространения религиозно-нравственного просвещения при храме Воскресения Христова на Обводном канале, организованное его вторым священником отцом Александром Васильевичем Рождественским. Храм, возведенный в 1894 году, располагался вблизи Варшавского вокзала, в районе, населенном фабрично-рабочим и мелким торговым людом, имевшим большую склонность к пьянству, прежде всего, из-за неорганизованности досуга.
Одной из форм деятельности Александро-Невского общества было убеждение пьющих дать за богослужением, в торжественной обстановке храма зарок – срочное обещание – воздерживаться от употребления спиртных напитков. Основным средством убеждения служили проповеди, беседы и поучения. Они проводились в Воскресенской церкви и в иных помещениях с привлечением специалистов – врачей и патологоанатомов. За год церковь посещало до миллиона человек. Ежегодно в день святого Вонифатия, покровителя трезвенников, происходили торжественные архиерейские богослужения.
За первые 10 лет существования общества было зарегистрировано 598 000 трезвенных обещаний, организовано около 30 религиозных процессий, в каждой из которых участвовало не менее 100 000 человек. На мероприятия общества было израсходовано около 500 000 рублей.
В 1912 году император Николай II пожаловал обществу императорскую яхту «Марево» для устройства на ней плавучей церкви и подвижного противоалкогольного музея. Члены общества собрали средства на постройку нового каменного здания храма Воскресения Христова взамен старого деревянного. В 1914 году общество было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости и получило храм Воскресения Христова во временное пользование. Устав братства был утвержден 16 октября 1914 года, вскоре после введения «сухого закона». Братство, однако, не успело широко развернуть свою деятельность, оно было ликвидировано в 1918 году, в 20-ю годовщину своего создания: его имущество было конфисковано, а капитал аннулирован.
Император-страстотерпец Николай II, непрестанно заботившийся о благе народа, единственный из правителей России решился на крайние меры в борьбе с «пьянственной страстью» своих подданных. «Теперь, несмотря на военное время, Государь решительно приступил к осуществление своей давнишней мечты – искоренению пьянства. Уже давно Государь проникся убеждением, что пьянство – порок, разъединяющий русское крестьянство, и что долг Царской власти вступить в борьбу с этим пороком. Однако все его попытки в этом направлении встречали упорное сопротивление в Совете министров, так как доход от продажи спиртных напитков составлял главную статью – одну пятую – государственных доходов. […]
В первые дни войны самые трудные вопросы внутренней жизни казались легко разрешимыми. Государь воспользовался этой минутой для того, чтобы провести свою смелую реформу. Сначала запрет на продажу спиртных напитков был введен как обычная мера, сопровождавшая мобилизацию. Затем, 22 августа, было объявлено, что запрещение остается в силе на все время войны, причем постепенно оно было распространенно не только на водку, но также и на вино, и на пиво. Наконец, принимая Великого Князя Константина Константиновича в качестве представителя Союзов трезвенников, Государь сказал: “Я уже предрешил навсегда воспретить в России казенную продажу водки”. И эти слова монарха соответствовали в то время общему народному мнению, принявшему запрет спиртных напитков как очищение от греха. Только условия военного времени, опрокинувшие всякие нормальные бюджетные соображения, позволили провести меру, которая означала отказ государства от самого крупного из своих доходов. Ни в одной стране до 1914 года еще не принимались такие радикальные меры борьбы с алкоголизмом. Это был грандиозный, неслыханный опыт.
В январе 1915 года Государственная Дума без возражений утвердила на текущий год бюджет, не предусматривавший доход от продажи спиртных напитков. “Прими, Великий Государь, земной поклон народа своего! Народ твой твердо верит, что отныне былому горю положен навеки прочный конец!”, – заявил председатель Думы Родзянко»[2].
Всероссийские святыни
В послереволюционные годы монастыри и храмы в Серпухове, как и по всей России, стали уничтожаться. Но икона «Неупиваемая Чаша» до 1919 года по-прежнему находилась во Владычнем монастыре, а после его закрытия – в кафедральном соборе Николы Белого на улице Калужской. В 1928 году, когда Серпуховскую кафедру возглавил митрополит Мануил (Лемешевский), было восстановлено почитание образа Богоматери «Неупиваемая Чаша», которое к тому времени постепенно начало угасать. Также по просьбе верующих с благословения владыки Мануила было написано восемь копий с чудотворного образа. Однако уже в следующем, 1929 году Никольский собор был закрыт и все его святыни сожжены на берегу реки Нары. Иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», включая первообраз, бесследно исчезли, молебные служения прекратились.
В конце ХХ века появилось сразу два чудотворных списка святого образа «Неупиваемая Чаша». Находятся они в Серпухове, в Высоцком мужском и Введенском Владычнем женском монастырях.
В конце ХХ века появилось сразу два чудотворных списка образа «Неупиваемая Чаша»
В годы временно торжествовавшего коммунистического атеизма память о чудотворной иконе стала постепенно исчезать. Но даже и в это время редкие богомольцы устремлялись в Серпухов, чтобы помолиться перед святым образом Небесной Владычицы. С начала 1980-х годов число паломников все более увеличивалось.
Стараниями настоятеля местной церкви Пророка Илии архимандрита Иосифа (Балабанова) (ныне митрополит Улан-Удэнский и Бурятский) в городе была возобновлена дореволюционная традиция Серпуховского Александро-Невского Братства трезвости, следуя которой по воскресным дням стали совершаться молебны об исцелении от недуга пьянства с чтением акафиста пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Это совпало с проводившейся в то время в СССР под общим лозунгом «Пьянству – бой!» антиалкогольной кампанией. Вновь повторимся, что пьянство не было национальной и исконной чертой русского народа. Миф о том, что русские – пьющая нация придумали те, кому выгодно, чтобы наш народ употреблял как можно больше алкоголя.
В 1990 году архимандрит Иосиф выступил инициатором открытия Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. 10 апреля 1991 года древняя обитель на Высоком, основанная преподобным Сергием Радонежским в 1374 году, вновь начала действовать. Став настоятелем, архимандрит Иосиф перенес молебное служение «Неупиваемой Чаше» в Высоцкий монастырь, и уже в следующем году по его благословению известный российский иконописец Александр Соколов написал со старой фотографии ныне известный во всем православном мире список иконы «Неупиваемая Чаша». При письме сохранены все пропорции иконы и академический стиль, характерный для подлинника. Сам иконописец Александр Соколов сказал: «Смысл иконы – литургический. “Неупиваемая” – это не та Чаша, из которой пьют, пьют и не напиваются. Точный перевод – “нескончаемая”, Чаша вечная. Та Чаша, из которой мы причащаемся Крови и Плоти Господа. Икона действительно прославилась как помощница в борьбе с пьянством. Не думаю, что это искажение ее смысла: просто есть богословская сторона, а есть – бытовая. И мы это понимали, когда восстанавливали икону. Идея принадлежала наместнику Серпуховского Высоцкого монастыря отцу Иосифу. Икона была безвозвратно утрачена, видимо, уничтожена. Точных списков не сохранилось. По словесному описанию, она была “старого греческого письма”, а сохранившиеся списки были живописные, то есть удерживали иконографию, но никакого отношения к стилю иконы не имели. “Старое греческое письмо” – подразумевалось, видимо, письмо поствизантийское XVI–XVIII веков. Не стараясь точно стилизовать под это время, а просто пытаясь восстановить иконографию по словесному описанию, мы эту икону и восстановили»[3]. Образ украсили серебряной басменной ризой, а позже в левый нижний угол иконы был вставлен ковчежец с частью Пояса Пресвятой Богородицы.
В Высоцком монастыре впервые была составлена служба, издан акафист, чтомый пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ранее существовавший в нескольких различных рукописях. Среди верующих этот акафист пользуется особенной любовью и является, наверное, одним из самых читаемых православными людьми.
На сегодня известно множество случаев благодатной помощи и исцелений, полученных от иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», находящейся в Высоцком монастыре. Эти случаи люди записывают в специальной книге, которая ведется в обители, или сообщают о них в письмах, делясь своею радостью. Приведем здесь лишь некоторые свидетельства всемилостивой помощи.
«Приезжал я в монастырь полтора года назад на Рождество, пробыл я здесь четыре дня и уехал вполне нормальным человеком. До этого я употреблял наркотики 15 лет (последнее время у меня были дозы до 40 кубов в день химии – опиума), а после монастыря потерял пристрастие к ним.
Священник посоветовал приехать в Серпухов к иконе «Неупиваемая Чаша». После моего пребывания в монастыре у меня ни ломок, ни депрессии не было, и домой я поехал, как будто заново родился, для меня все было ново, и на мир я смотрел другими глазами.
Благодаря Матери Божией я исцелился от наркомании. Вот уже два года как не употребляю наркотики и веду нормальный образ жизни. Хотя первое время и было тяжело, но благодаря Матери Божией и Ее силе со мной все было хорошо. Испытаний на мою жизнь, после того как я бросил наркотики, выпало очень много, но Матерь Божия не оставляла меня и всегда была со мной. И сейчас, я верю, Она не оставит меня». Георгий, г. Докучаевск (Украина)
«Меня привело в обитель пьянство родителей. У них пьяные срывы повторялись периодически. Верующими мы не были. Молиться Божией Матери пред Ее иконой «Неупиваемая Чаша» стали в 1996 году. Помощь мы увидели через полгода. Срывы стали гораздо реже. А сейчас родители соблюдают посты, повенчались. Благодарим Божию Матерь, Царицу Небесную «Неупиваемую Чашу» и всю братию за молитвы ко Господу Иисусу Христу». Лидия, г. Долгопрудный, Московская обл.
«Спасибо Матери Божией за великую любовь к нам, грешным. За ту спасительную силу, которую излучает Ее икона “Неупиваемая Чаша”.
Я актриса, живу в Москве, мне 46 лет. Испытывала сильную тягу к спиртному. Приходилось очень много работать, и свою усталость, огорчение или радость утоляла спиртными напитками. Тяга становилась все сильнее. Я не могла, чтобы у меня в доме стояло вино или водка, уже не могла спокойно проходить мимо спиртных отделов магазинов. Но у меня это не было еще стадией алкоголизма – просто сильная, непреодолимая тяга. Муж пил сильно, начали выпивать сыновья, им 18 и 20 лет. Я приехала в монастырь, заказала три сорокоуста и годовую за всю нашу семью. Сама приложилась к иконе «Неупиваемая Чаша», и с этого дня со мной произошло чудо – я не выпиваю совсем. Сначала я думала, что это самовнушение, но ведь и в те годы я пыталась себя уговорить и внушала себе, что мне никак нельзя пить, что у меня больное сердце, но ничего не помогало. Значит, это, конечно же, воля Божия и сила нашей Заступницы Матери Божией!
В монастырь приезжаю часто. Это единственное место, где мне очень хорошо. Молюсь за своих сыновей и за всех, кто одержим этой страшной и пагубной привычкой». Екатерина, Москва.
Знаменательно, что помощь получают не только православные люди, но также и некрещеные, и люди других вероисповеданий, тем самым Богоматерь указывает им на истинность православия.
Как некогда старец Варлаам в XIX веке, явившись спившемуся отставному солдату, побуждал его идти в обитель к иконе «Неупиваемая Чаша», так и в наши дни известны случаи чудесных явлений угодников Божиих, Пресвятой Богородицы и Самого Господа Иисуса Христа, призывающих страдальцев ехать в Серпухов к чудотворной иконе. Удивительно то, что некоторые из этих людей ничего не знали ни об иконе, ни о монастыре, ни о городе Серпухове.
Для верующего народа чудотворная икона Богоматери «Неупиваемая Чаша», находящаяся в Высоцком монастыре, стала поистине всероссийской святыней. 30 мая 1997 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II икона «Неупиваемая Чаша» была впервые внесена в православный церковный календарь, что явилось официальным признанием всероссийского почитания этого образа Богоматери.
В начале Светлой Седмицы
А годом раньше, 6 мая 1996 года, в Серпуховском Введенском Владычнем женском монастыре, месте явления первообраза в XIX веке, был освящен вновь созданный список чудотворной иконы. Он также прославился многими чудесами, но сестры восстановленной в наше время Владычней обители до сих пор надеются, что Матерь Божия уберегла Свою чудотворную икону и она будет когда-нибудь найдена.
Нужно отметить, что во Владычнем монастыре наряду с общецерковным почитанием иконы «Неупиваемая Чаша» возрождается традиция празднования в честь чудотворного образа, как это было принято в XIX веке. В то время, поскольку дата явления иконы неизвестна, празднование совершалось 27 ноября (ст. ст.) / 10 декабря (н. ст.), в один день с иконой Божией Матери «Знамение» из-за схожести иконографии этих образов. В конце же XX века, когда было восстановлено почитание иконы, празднование в ее честь решили совершать в день преставления преподобного Варлаама Серпуховского – 18 мая, так как икона была явлена через его предстательство. Во Владычнем же монастыре день прославления иконы празднуется дважды.
Но вернемся к истории этого чудотворного списка. В 1995 году, в первый год возрождения Владычнего монастыря, игумения Алексия получила благословение митрополита Ювеналия (Пояркова) на возрождение почитания иконы «Неупиваемая Чаша» как явленной в их обители. В этом же году со старой фотографии был написан точный список иконы «Неупиваемая Чаша». Когда образ еще находился у иконописца, произошло первое чудо исцеления от пьянства. «В начале Светлой Седмицы во время богослужения кто-то поставил на крыльце храма киот, завернутый в портьеру. Все люди из храма вышли, а киот все стоит. Когда сестры развернули ткань, то увидели, что киот старинный, с резьбой и совершенно целый. Все недоумевали, кто бы мог принести его, и дивились неожиданной находке. А когда в пятницу привезли новую икону «Неупиваемая Чаша», то все удивились еще больше: оказалось, что киот точно подошел к ней по размеру. Так эта икона до сих пор находится в этом киоте. Приблизительно через год пришла в храм женщина, смотрит на икону «Неупиваемая Чаша» и говорит: «Так ведь это мой киот!» Эта женщина рассказала, что, когда она принесла в монастырь киот, ее сын бросил пить. Вот ведь как случилось – никто не знал, какая икона будет находиться в этом киоте, а Богородица уже исцелила человека»[4].
Когда образ еще находился у иконописца, произошло первое чудо исцеления от пьянства
Икона периодически мироточит с 19 августа 2000 года. Некоторые люди и целые паломнические группы свидетельствовали, что иногда глаза Богоматери становятся как живые: щурятся и открываются шире. Такое необычайное явление дважды зафиксировано на фотографиях.
Поклониться Матери Божией едут со всех уголков России и даже из других стран, и в монастыре всегда рады паломникам. Славится чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» скорым исцелением страждущих от недугов наркомании, алкоголизма и курения, разрешением жилищных проблем. Замечено, что молитва перед иконой не только исцеляет, но и помогает изменить образ жизни заблудшего человека, приводит его к осознанию своих грехов, к покаянию и благочестивой жизни.
Уже огромное число чудес записано, но еще больше – никому не известно, потому что, как говорят сестры обители: «Люди совершенно необоснованно верят в примету, что если расскажешь об исцелении, то все вернется обратно. Конечно, это неправильно! О чудесах надо рассказывать, чтобы прославлялось имя Божие и имя Его Пречистой Матери – Владычицы Богородицы. Братья и сестры, не скрывайте чудес Божиих, может быть, ваш рассказ об исцелении поможет другому человеку обрести духовное здравие и приведет его к вере».
Сейчас списки с иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» распространены во всем православном мире. Видимым знаком Божественной благодати стало мироточение и кровоточение некоторых икон как в домах верующих, так и в православных храмах. И укрепляются богодарованной милостью спасительной надежды отчаявшиеся и безнадежные, «видяще чудеса преславныя и знамения пречудныя, бываемыя не токмо от иконы Твоея, Богомати, во граде Серпухове явленныя, но и от по подобию сея иконы списанных изображений».
[1] Оплетин Н. П. Миф о русском пьянстве // Русский дом. № 10, 2010. С. 48–49.
[2] Алферьев Е. Е. Император Николай II как человек сильной воли: Материалы для составления Жития св. благочестивейшего царя-мученика Николая Великого Страстотерпца. Джорданвилль, 1983. С. 100–101.
[3] Реконструкция чуда: интервью с иконописцем А. Соколовым // Нескучный сад. № 12, 2009. С. 34.
[4] См. Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» // Владычний монастырь: www.inokini.ru
Светлана Рыбакова
Источник: www.monastery.ru