В третье воскресение по Пасхе Церковь прославляет святых жен-мироносиц (т.е. «женщин, несущих миро»), а также ИосифаАримафейского и Никодима, двух тайных учеников Христа.Жены-мироносицы – последовательницы Иисуса Христа, первымипришедшие к погребальной пещере, где накануне было положенотело Господа, чтобы совершить, по иудейскому обычаю, помазаниеблаговонными маслами и оплакать Его. Они же первыми получиливесть о Его славном Воскресении.
Из евангельского повествования нам известны имена четырех мироносиц. Это – Мария Магдалина, которую Иисус Христос исцелил от страшного недуга («изгнал семь бесов»); Саломия, жена рыбака Зеведея и мать апостолов Иакова и Иоанна Богослова; Иоанна, жена Хузы,домоправителя царя Ирода Антипы; Мария Клеопова, мать Иакова и Иосии. Священное Предание Церкви включает в число жен-мироносиц также Марию и Марфу, сестер Лазаря,близкого друга Иисуса Христа, которого Он воскресил из мертвых незадолго до Своего торжественного Входа в Иерусалим; и Сусанну, о которой нам ничего не известно.Евангелисты упоминают и о «многих других» женщинах из Галилеи, служивших Иисусу и вместе с Ним пришедших в Иерусалим на Его последнюю Пасху. Но история не сохранила нам даже их имен.
В период земного служения Господа Иисуса Христа жены-мироносицы сопровождали Его и апостолов в миссионерских путешествиях, принимали у себя, проявляя всю заботливость рачительных хозяек. В основном это были простые женщины, не отличавшиеся ни образованием, ни знатностью и богатством, но своей искренней и пламенной любовью и верностью Спасителю они превосходили апостолов. Когда все апостолы, кроме юного Иоанна, в страхе разбежались из ночного Гефсиманского сада и даже не почтили последних минут земной жизни Христа у Голгофы, жены-мироносицы нашли в себе силы вместе с Пречистой Богородицей стоять рядом с Крестом, а затем проводить скромную погребальную процессию до пещеры, не заботясь опасениями собственной безопасности. Как и все, они были вынуждены соблюдать праздничный субботний покой и не могли дождаться, когда же можно будет воздать Спасителю последний долг любви – помазать Его истерзанное тело благовонными и бальзамирующими веществами (миром), довершив тем самым дело спешного погребения накануне еврейской Пасхи. С этими благовониями они и отправились в предутренней мгле ко Гробу, еще не зная, что их ожидает там великая награда – первыми услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и возвестить эту неимоверную радость апостолам. Из Церковного Предания мы знаем, что впоследствии жены-мироносицы, как и апостолы, свидетельствовали о Христе Воскресшем даже до конца земли, осуществляя служение проповеди, свидетельства о том, что Бог воскресил Сына Своего из мертвых и что через смерть и Воскресение Господь Иисус Христос избавил мир от власти греха.
Это – награда за великую жертвенность, любовь и верность, выше которых нет ничего на свете. Неудивительно, что воскресенье жен-мироносиц часто называют и праздником женщины-христианки. Священномученик Серафим (Чичагов) обращал внимание: «Они все тем более дороги нам и близки нашему сердцу, что были такими же простыми людьми, как имы, со всеми человеческими слабостями и недостатками, но по беспредельной любви ко Христу совершенно возродились, изменились нравственно, достигли праведности и оправдали на себе каждое слово учения Сына Божия. Этим своим перерождением святые жены-мироносицы неопровержимо доказали всем последователям Христа, что такое же спасительное возрождение не только возможно им, но и обязательно при условии их искренности, и что оно совершается благодатною силою евангельского обличения,вразумления, укрепления, одушевления или побуждения к духовным подвигам, а подвижники приобретают Царствие Божие, которое есть правда, мир и радость о Духе Святом Путь свв.жен-мироносиц был не загадочен, не сложен, вполне прост и понятен нам. Они достигли искренности по любви своей ко Христу и совершенным покаянием избавились и исцелились от страстей».
В этот же воскресный день Церковь воспевает праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, знатных и богатых иудеев, тайных учеников Христа, не побоявшихся испросить у Понтия Пилата разрешения с честью похоронить Распятого Спасителя.
Иосиф из г. Аримафеи был влиятельным членом Иерусалимского синедриона, принадлежал к числу тех, кто «ожидал Царствия Божия» (Мк. 15:43). Важную деталь к образу Иосифа добавляет евангелист Лука, сообщая, что он был «человек добрый и правдивый» (т. е.подобный другим праведникам: Захарии, Елизавете и Симеону) и не участвовал в осуждении Спасителя (Лк. 23:50–51). После смерти Христа Иосиф явил великое дерзновение, любовь и мужество и, воспользовавшись своим высоким положением, попросил у Пилата тело Иисуса для погребения. Когда разрешение было получено, он снял тело Спасителя с креста, обвил Его плащаницей, положил в новую высеченную в скале гробницу, и, привалив камень к двери гробницы, удалился (Мк. 15:43–46). В погребении ему помогал праведный Никодим, фарисей,«один из начальников Иудейских», «приходивший прежде к Иисусу ночью» для поучений; он принес благовония для умащения тела (Ин. 19:38–40).
Подвиг Иосиф Аримафейского и Никодима велик – они не допустили, чтобы тело Господа было подвергнуто еще и посмертному поруганию и брошено в общую могилу, как тела двух распятых вместе с ним разбойников, но, преодолев свой страх, погребли Его достойно,благоговейно и с соблюдением закона. Более того, Иосиф, – уточняет евангелист Матфей, –«похоронил Иисуса в своей новой гробнице, которую недавно высек в скале» (Мф. 27:60), –то есть пожертвовал заранее приготовленной родовой усыпальницей.
Тропари Недели жен-мироносиц глас 2
Благообразный Иосиф, с Древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми, во гробе нове, закрыв, положи, но тридневен воскресл еси, Господи, подаяй мирови велию милость.
Мироносицам женам, при гробе представ Ангел, вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. Но возопийте: воскресе Господь, подаяй мирови велию милость.
Кондак Недели жен-мироносиц глас 2
Радоватися мироносицам повелел еси, плачь праматере Евы утолил еси воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом же Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба.
Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы
В ы п у с к № 19 ( 2 4 2 )