Какую роль она и другие женщины на самом деле играли в истории ранней Церкви
Мария из Магдалы личность уникальная хотя бы потому, что, будучи женщиной, вошла в круг не просто почитателей, следовавших за Христом, но Его учеников, будущих апостолов. Как же случилось, что в жестко-патриархальном мире именно женщина удостоилась первой возвестить людям Благую Весть?
Благовестница
Евангелисты упоминают о ней без подробностей: после того как Иисус избавил ее от болезни, она последовала за Ним, была на Голгофе во время Его казни, видела Его погребение, с несколькими другими женщинами решилась, несмотря на опасность ареста, совершить обряд помазания умершего Учителя благовониями, первой увидела воскресшего Христа, и именно ее Он послал возвестить апостолам о своем Воскресении.
По преданию, Мария Магдалина вместе с Иоанном Богословом заботилась о Деве Марии и участвовала в создании первой христианской общины. Потом проповедовала в Риме, о чем свидетельствует апостол Павел (Рим 16:6). С этим периодом связан и легендарный рассказ о ее беседе с императором Тиберием, который отказывался верить в воскресение Христа, утверждая, что это так же невозможно, как невозможно чтобы куриное яйцо, которое он держал в руке, стало красным — и яйцо стало красным, положив начало традиции красить яйца на Пасху.
Согласно православной традиции, из Рима Мария Магдалина отправилась в Эфес, где помогала Иоанну Богослову создавать общину. Там же, по преданию, она и скончалась.
Превращение святой в грешницу
Святую Марию Магдалину почитают и православные, и католики. Католики даже больше. Однако, как утверждал кардинал Виктор Саксер, возглавлявший в 1990-е годы Папский комитет исторических наук, скудость достоверных исторических свидетельств о жизни святой в сочетании с явно экстраординарным масштабом ее личности привела к тому, что многие богословы соединили в ее образе всех упомянутых евангелистами женщин — безымянных и по имени Мария — превратив равноапостольную мироносицу в раскаявшуюся блудницу.
По его версии, этот образ создал психологический мост между двумя противоположными символами — Евой, олицетворением обычных женщин, и Девой Марией, недостижимым идеалом — благодаря чему с XI века (предположительное начало культа Марии Магдалины во Франции) в католической церковной культуре пятьсот лет доминировали три женских образа: женщина-искусительница, женщина — прощенная грешница и женщина — Царица Небесная.
В народном же сознании средневековой Европы образ кающейся Марии Магдалины приобрел такую популярность и красочность, что был литературно обработан и вошел в «Золотую легенду» Якова Ворагинского, в Средние века вторую по популярности книгу после Библии.
А вот протестанты с самого начала отвергли католическую трактовку образа Марии Магдалины. Для них она исключительно святая мироносица.
Болезни и труды
В православных святцах всего пять равноапостольных женщин: Аппия (Апфия) Колосская, благоверная царица Елена Константинопольская, преподобная Нина, просветительница Грузии, благоверная великая княгиня Ольга и первая из них — Мария Магдалина.
«Величаем тя, апостоле Христов, и чтим болезни и труды твоя, ими же трудился еси во благовестие Христово», — поет православная Церковь, прославляя прежде всего не труды, а «болезни». Что имеется в виду? Ну, прежде всего, наверное, голод, холод, нищета (1Кор 4). Но не менее болезненны недоверие, злоба и даже ненависть, окаменение сердец людей, гнавших их от себя, или, приняв от них Благую Весть, тут же изменявших ей под влиянием лжеучителей, как Галаты… Все это и мужчине тяжело. А каково женщине?
Тем более, сам апостол Павел учил, что женщина должна быть покорна мужчине, не должна им руководить и должна молчать, если того потребует муж (1Кор 14:35; 1Кор 11:2-9; 1Тим 2: 11-14). Он постоянно подчеркивал онтологическое преимущество мужчины над женщиной — ведь мужчина сотворен первым, он самодостаточен, а женщина создана ему в помощь. Во времена ветхозаветных патриархов женщины вообще, как правило, перечислялись в списке имущества своих мужей — после рабов и верблюдов.
Но при этом в книге Чисел сестра Моисея Мариам соперничает с братом за первенство в пророческом служении, а заодно поднимает вопрос, почему женщины не могут быть священниками. А блудница Раав, спасшая израильских соглядатаев от смерти, благодаря своему мужеству, смирению и покаянию стала одной из пра-пра-прабабушек Спасителя.
В Ветхом Завете есть целых три книги, написанные о женщинах и названные их именами — Руфь, Иудифь и Есфирь. А кроме этого — духовные псалмы и молитвы, созданные женщинами: песнь Мариам при переходе Красного моря (Исх 14:31-15:21), песнь Анны — матери пророка Самуила (1Цар 2:1-10), победная песнь пророчицы и судьи Деворы (Суд 5).
Женщины-пророчицы, судьи, правительницы… Немногие народы в те времена хранили память о женщинах, а уж тем более давали женщине право быть судьёй над ними.
«Все вы одно во Христе Иисусе»
При этом многие добрые и смиренные женщины Ветхого Завета, прославленные новозаветной Церковью, упоминаются лишь вскользь. А праведная сонамитянка, которая помогла пророку Елисею, сарептская вдовица, из своих скудных запасов накормившая пророка Илию во время голода, маленькая девочка, спасшая своими словами сирийского военачальника Неемана, и вовсе не называются по имени.
В Евангелиях нет подробностей о жёнах-мироносицах, кроме тех, что непосредственно связаны с Воскресением. Даже о жизни Пресвятой Богородицы и чудесах, связанных с Её Успением, мы узнаём лишь из церковного Предания.
Да, ближайшие последователи Христа, его двенадцать апостолов, были исключительно мужчинами, что естественно для Палестины I века. Но за Иисусом шли и женщины, и Он вел с ними разговоры, а они открыто служили Ему и единственные остались верны до конца, когда ученики-мужчины сбежали. Именно женщины — или одна, Мария Магдалина — обнаружили пустой гроб и первыми узнали о Его Воскресении из мертвых и рассказали об этом.
И, несмотря на всю строгость апостола Павла к женскому полу, у него же в посланиях есть множество упоминаний о женщинах в зарождающихся христианских общинах. Это и Фива, диаконисса церкви Кенхрейской (Рим 16:1-2), помощница Павла, которой он поручает отвезти послание в Рим; и Прискилла с мужем Акилой (2Тим 4:19; Рим 16:3-4), ответственные за проповедь среди язычников и поддерживающие христианскую домашнюю церковь; и Мариам, которая вместе с Павлом трудилась среди римлян (Рим 16:6), и Трифена, Трифоса и Персида (Рим.16:12) — женщины, которых Павел именует трудящимися о Господе; и Юлия, и мать Руфа, и сестра Нирея (Рим. 16:13, 15). И, конечно, Юния, которую Павел называет «прославившейся между апостолами» (Рим. 16:7).
Так что женщины с первых дней играли важную роль в христианской Церкви, что совсем необычно для греко-римского мира. И они вовсе не были безмолвными «слушательницами слова». Они участвовали в еженедельных собраниях, молились и пророчествовали наравне с мужчинами.
***
Почему же из них одна — Мария Магдалина — признана Церковью равной апостолам? Не потому ли что она была не только равной ученикам-мужчинам, но и первой, кто возвестил им, что Христос Воскрес? Потому что сумела первой услышать Благую Весть сердцем и не усомнилась. И ее свидетельство до сих пор пробивается сквозь мрак, сквозь любое горе — при одном условии: что и мы сумеем услышать его сердцем.
Источник: www.foma.ru