«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5).
Когда мы слышим евангельский отрывок в пасхальную ночь, мы спрашиваем себя, где в нем упоминание о смысле праздника Пасхи?
Все пасхальные гимны, однако, говорят нам о радости некоего важного нового события, которое произошло, нового начала и новой зари, воссиявшей над нами.
«Приидите пиво пием новое…» Неделя после Пасхи называется Светлой седмицей, потому что в ней есть нечто новое, что христианам надлежит усвоить и испытать. О какой новизне идет речь? В чем же глубинный смысл этого праздника?
И евангельский отрывок раскрывает эту тайну: «Свет во тьме светит; и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5). Мы читаем о победе и величии света в Евангелии от Иоанна. Свет – это реальность, истинное существование, а тьма – это небытие, ничто, это отсутствие света. Сияние света рассеивает тьму и побеждает ее.
Этот отрывок говорит нам о битве света с тьмой и о победе света. Этот свет на языке св. Иоанна есть жизнь: «И жизнь была свет человеков» (Ин. 1: 4). Здесь мы читаем о победе жизни над смертью, об уничтожении и попрании смерти и об избытке жизни, о Воскресением Христовом.
В одном из гимнов Пасхального канона говорится: «Мы о Бозе торжествуем великия Пасхи день, светло празднующе Христа во веки».
Это и есть Евангелие победы жизни, то есть Евангелие Воскресения. Христианство – это не просто религия, а, скорее, жизненный поток. Другими словами, христианство – это религия жизни.
Наш Бог есть Бог живых, а не мертвых. О какой жизни мы здесь говорим? Если бы кто-нибудь спросил нас о смысле жизни, мы бы обнаружили, что некоторые из нас имеют разные мнения на этот счет.
Кому-то кажется, что жизнь возникла по случайному стечению обстоятельств. Для некоторых смысл человеческой жизни означает не больше, чем оставаться здоровым или жить на земле дольше.
Для других жизнь – это динамизм и движение, и все, что имеет обновление. Обновление для них – это печать жизни. Для таких смысл жизни в том, что человек остается живым благодаря своему потомству и всем изобретениям, которые он оставляет после себя. Он оставляет свои дела и свое имя на земле. Как будто жизнь – это то, что человек оставляет после себя, а не то, что он уносит с собой…
Как будто жизнь – это то, что человек оставляет после себя, а не то, что он уносит с собой…
Другие, столкнувшись с болезненной и постыдной реальностью смерти, считают себя экзистенциалистами. Они повторяют слова эпикурейцев на современный лад: «Ешь, пей и веселись, ибо завтра мы умрем». Для них жизнь наполнена потворствам своим желаниям. В лучшем случае они могут думать о жизни как о романтике, то есть о любви к деньгам, литературе и искусству.
Реальность смерти, однако, делает все эти представления горькими. Они в итоге не спасают человека, а, скорее, обезболивают его до момента, когда человек в конце должен просто сдаться уничтожению и умиранию.
Но с момента Воскресения Христа только христианство открыло нам истинность вечной жизни. Смерть и Воскресение Христа показали, что жизнь продолжается и после смерти тела.
Однако среди самих христиан есть три направления мысли. Первое подчеркивает красоту вечности. Когда этот ход мысли сравнивает настоящую жизнь с вечностью, он показывает, как болезненно, суетно и нелепо настоящее и как прекрасна вечность.
Очень часто мы читаем христианские статьи и книги, в которых говорится о том, как низко и преходяще настоящее. Там говорится, что настоящая жизнь заканчивается, а будущая жизнь будет длиться вечно, и человечество оплачивает стоимость этой будущей жизни в течение своей настоящей земной жизни. Наша нынешняя жизнь понимается тогда как искупление наших грехов и плата за вход в Царство. Вот почему христианину нужно спешить с гуманитарными делами в благотворительных и общественных организациях, ибо все это дела искупления или свидетельства отпущения грехов.
Второе направление мысли не слишком отличается от первого в отношении взгляда на настоящую жизнь по сравнению с будущей вечностью. Единственная разница в том, что люди с таким направлением мысли верят, что вход в Царство – это безвозмездный дар, и только верой, а не делами, мы обретаем вечную жизнь. Просто верь, и ты будешь спасен. Ибо цель настоящей жизни – распространять веру в Иисуса Христа и проповедовать словом.
Все эти направления мысли – только некоторые картины жизни, иногда правильные, иногда неправильные. Но в любом случае это не та жизнь, о которой мы читаем в Священном Писании, особенно в Евангелии от Иоанна.
Жизнь, по определению Евангелия, есть свет, пришедший в мир. Слово стало плотью, и это Слово есть Бог. Проще говоря, жизнь – принятие этого света.
Этот отрывок ясно говорит о том, что свет побеждает тьму. Свет сильнее тьмы, но Он не навязывает Себя человеческой воле. Жизнь сильнее смерти, но она – в свободе человечества.
Черпать из света нашу жизнь, жить в свете и для света – это и есть настоящая жизнь. Иметь личный опыт общения с Иисусом – это настоящая жизнь. Если у человека нет этого личного опыта общения со Христом, то все учреждения и благотворительные организации, вся вера, потомство и здоровая жизнь не помогут обрести смысл истинный жизни. Чтобы жизнью мы могли провозглашать вместе с апостолом Павлом: «И уже не я живу, но живет во мне Христос»(Гал. 2: 20) и вместе с псалмопевцем: «Господь просвещение мое и спаситель мой» (Пс. 16: 1).
Черпать из света нашу жизнь, жить в свете и для света – это и есть настоящая жизнь
Следовательно, вечная жизнь не начинается только после смерти. Жизнь начинается с того момента, когда мы принимаем в себя Свет. Вечная жизнь начинается с Крещения, а не с погребения. И тогда «будущая жизнь» становится настоящей.
Если мы не испытаем томления по Богу и не почувствуем, что «Бог наш есть огонь поядающий» (Евр. 12: 29), если не будем в общении со Христом в этой жизни, то не познаем Его в жизни будущей.
Это и есть настоящая жизнь – ощущать тепло Божественного присутствия каждый день. Преподобный Серафим Саровский определяет смысл человеческой жизни во Христе как стяжание Святого Духа. Преподобный Силуан Афонский усердно молился Богу, говоря: «Соделай, Господи, всех познающими Тебя», то есть соделай, чтобы все жили в Тебе.
Поэтому, если Христос не воскрес, наша вера тщетна. Если Христос не воскрес, какой свет заставит меня гореть?.. Как я смогу познавать жизнь? Вот так мы понимаем слова преподобного Серафима: «Радость моя, Христос воскрес!»
Воистину воскрес! Аминь.
Перевела с английского Александра Калиновская
Сайт Блог арабского православия
Митрополит Павел (Язиджи)