Об этом подвижнике известно не так много. Ни жизнь до монашества, ни иноческие подвиги святого история почти не сохранила. А ведь Исаак был епископом Ниневии. Сегодня почти все, что благословил Господь знать о нем, находится в его письменных трудах.
Краткая биография
Интересный факт о святом известно так мало, что разные церковные историки путали его то с Исааком Антиохийским, известным поэтом и проповедником V в., то с другим Исааком, подвизавшимся в Италии и упоминаемым свт. Григорием Двоесловом. Лишь в начале XVIII в. на Западе напечатано первое жизнеописание св. Исаака пера неизвестного сирийского автора VIII в. В 1896 г. во Франции востоковед и богослов Жан Батист Шабо издал найденную им рукопись VIII в. под названием «Книга целомудрия».
Автор ее, епископ г. Басры, Иесудена, в 124 главе своей книги поведал миру историю
«О святом Мар Исхаке, епископе Ниневийском, который отрекся от епископства и составил книги об образе жизни отшельников».
Таковы немногие источники, из которых мы знаем о жизни Исаака Ниневийского.
Молодой монах
Точно не известно ни место, ни время рождения подвижника, ни год его кончины. Лишь предполагается, что жил он в VI-VII вв. Исаак пришел в монастырь Мар-Матфей или из самой Ниневии, богатого и известного города, или из Беф-Катарайи. С ним принял постриг брат. Оба они рано выделились своими духовными дарованиями, так что брат Исаака избран настоятелем. А вот Исаак выбрал отшельнический подвиг. Бегая известности человеческой, он ушел в пустыню и там остался, как ни просил брат его возвратиться.
Епископ и его паства
Следующий этап жития мар Исаака связан с Ниневией. Горожане, зная его подвижничество и великие духовные дары, стали просить Исаака стать их архипастырем. Полагая одной из главных добродетелей послушание, инок не стал противиться. Во епископа рукополагал его патриарх Георгий.
На архиерейском престоле мар Исаак оставался менее полугода: он быстро убедился, что образ жизни жителей Ниневии отнюдь не евангельский, и менять его они не будут. Однажды некто задолжал большую сумму денег богатому горожанину. Прося отсрочки платежа, он обратился к самому епископу. Тот попытался учить заимодавца христианскому отношению к людям, указывая, что Евангелие повелевает даже простить весь долг не могущему заплатить. На это богатый, рассердившись, заявил, что ему Евангелию следовать не с руки, есть более важные интересы и дела. Несколько подобных случаев убедили Исаака, что Ниневия неисправима, во всяком случае, его пастырскими усилиями. К тому же, прибавляют историки, в Ниневии было немало еретиков монофизитов, а Исаак не любил бесплодных догматических споров. Так или иначе, он вновь ушел в пустыню.
Последние годы
Снова начав любимый отшельнический подвиг, мар Исаак пребывал в нем до кончины. О его подвижнической жизни почти ничего не известно. Ученики святого передавали, что от многих слез и многого чтения Божественных Писаний преподобный отец ослеп. От этого его послушники называли Исаака «вторым Дидимом», сравнивая с Дидимом Слепцом, великим богословом IV в. Последние сочинения старца записаны уже его учениками со слов преподобного. Предполагается, что земной путь подвижника завершился в VII в.
Выдержки из трудов
Подвижник, жизнь которого осталась практически неизвестной, оставил много письменных трудов. Сирийский автор XIII в. рассказывает о 7 томах его слов и поучений о монашеской жизни. Множество этих сочинений сохранились до наших дней. Прп. Исаак не создавал больших трактатов, его творения – краткие беседы на разные темы христианской жизни, записанные или им самим, или его учениками. Кроме бесед, мар Исаак – автор ряда молитв, широко известных в церковной среде, хотя и не употребляющихся непосредственно в богослужении.
В России творения св. Исаака впервые переведены в 1854 г. в Оптиной пустыни. Тогда монахи серьезно работали над переводом и изданием святоотеческих творений. С тех пор сочинения прп. Исаака многократно издавались как отдельно, так и в составе сборников. Слова и поучения св. Исаака столь многочисленны и разнообразны, что по ним составляются симфонии.
Среди сочинений и сборников изречений прп. Исаака наиболее известны:
- «Подвижнические наставления».
- «Слова подвижнические».
- «О Божественных тайнах и духовной жизни».
Молитвы, составленные преподобным – плач и покаяние согрешившей души. Их покаянный настрой близок и понятен не только монашествующим, но и мирянам. Как пишет один из современных христиан по имени Андрей на одном из популярных православных порталов,
«это пока лучший ответ на мой внутренний вопрос, как обратиться к Богу, когда видишь, что грешен безмерно, что пробуешь удержаться от греха и не можешь — БЕЗ БОГА. Когда видишь, что сам мало что можешь.»
«Наставления» и «Слова подвижнические»
«Подвижнические наставления» мар Исаака – сборник кратких высказываний о подвижнической жизни. Святой делится своим аскетически опытом в коротких, но емких словах. Наставления посвящены:
- страху Божию;
- удалению от мира как возможности приблизиться к Богу;
- «деятельности крестной», то есть собственно пути духовного возрастания.
Мар Исаак говорит, что
«деятельность крестная двояка: одна состоит в терпении плотских скорбей (телесных лишений, неизбежных в борьбе со страстями), и называется деятельностью собственно; а другая заключается в тонком делании ума, в Божественном размышлении, и в пребывании в молитве, и т. д. и называется созерцанием».
«Слова подвижнические» вошли в 1 том сочинений прп. Исаака и впервые изданы в 1907 г. на Западе. Как и «Наставления», они касаются прежде всего монахов. Много места преподобный уделяет отрешению от мира как средству спасения. Немало слов и наставлений преподобного отца посвящены:
- помыслам и их видам;
- грехам «произвольным, непроизвольным и совершаемым по какому-либо случаю» и борьбе с ними. Святой отец при этом предостерегает от «безрассудной ревности, прикрывающейся личиною ревности Божественной»;
- советам, касающимся молитвенного правила, аскетических духовных упражнений. При этом подвижник отвечает на конкретные практические вопросы духовного делания, например, о происхождении посторонних помыслов и лености к молитве (Слово 32), духовного охлаждения (Слово 66);
- воспитанию в себе христианских добродетелей, таких как «хранение сердца», кротость, смирение.
Св. Исаак много говорит о собственном опыте, а также передает рассказы об известных ему монахах и их подвигах. Вместе с тем, мар Исаак говорит об общих мирянам и монахам духовных проблемах – борьбе с помыслами, воспитании смирения, обучении молитве и другому духовному деланию.
Святой монах и аскет, св. Исаак удивительно редко обращается к мистике, откровениям и озарениям.
Предмет его внимания – прежде всего внутренняя жизнь человека.
О Рае и Аде
Его понимание Рая и Ада связано, прежде всего, с внутренним духовным устроением человека, а не с реальностью «выше ума». В «Словах подвижнических» св. Исаак пишет, что Писание не открывает прямо, «что суть вещи будущего века» по трудности уразумения этого людьми, поврежденными грехом. Лишь прикровенно оно сообщает о будущей жизни. Но ощущение наслаждения будущими благами, учит св. Исаак, можно получить уже здесь, на земле.По выражению преподобного, «Рай есть любовь Божия». Та же любовь имеется ввиду под Древом Жизни: отпав от Бога, Адам лишился и любви, а потому в поте лица стал добывать хлеб свой.
«Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным»
— так пишет о Рае св. Исаак.
Каков же ад? По словам св. отца, геенна огненная тоже начинается на земле – в душе человека, или выбравшего жизнь с Богом, или согрешающего. Например, ощущение ада переживает унывающий:
«Когда угодно Богу подвергнуть человека большим скорбям, попускает впасть ему в руки малодушия. И оно порождает в человеке одолевающую его силу уныния, в котором ощущает он подавление души, и это есть вкушение геенны».
О смирении
Как утверждает подвижник, смирение – основа всех добродетелей, ведь без него Господь не придет в сердце подвизающегося.
Прп. Исаак пишет:
«В то время как смирение воцаряется в житии твоем, покоряется тебе душа твоя, а с нею покорится тебе все, потому что в сердце твоем рождается мир Божий. Но пока ты вне его, не только страсти, но и обстоятельства будут непрестанно преследовать тебя. Подлинно, Господи, если не смиримся, Ты не престаешь смирять нас. Истинное смирение есть порождение ведения, а истинное ведение есть порождение искушений».
О скорбях
Немногие способны смириться сами, без Божьего вразумления.«Невозможно приблизиться к Богу без скорби; без нее и праведность человеческая не сохраняется неизменною. И если человек оставляет дела, приумножающие праведность, то оставляет и дела, охраняющие ее. И делается он подобен неохраняемому сокровищу и борцу, с которого совлечены его оружия, когда окружили его полки врагов его, и кораблю, не имеющему снастей своих, и саду, от которого отведен источник воды»
Потому и путь человека в этом мире – путь скорбей. Но это путь спасительный, хотя и тяжелый.
О Божественных тайнах и духовной жизни
Издание этих сочинений, по некоторым данным, планировалось еще в 1907 г. Тогда, издав 1 том «Слов подвижнических», П. Беджан написал в предисловии, что планирует издание еще одного тома творений св. Исаака.
Но манускрипт XI в., который имелся у издателя, как считается, уничтожил пожар в 1918 г. Поэтому несколько десятилетий эти тексты считались утерянными. Но в 1983 г. рукопись нашел профессор С. Брок в хранилищах Оксфордской библиотеки. Перевод на русский язык сделан митр. Иларионом (Алфеевым). В отличие от «Слов подвижнических» 1 тома, эти поучения и слова больше имеют мистический характер, приоткрывая завесу над духовными переживаниями великого подвижника.
В беседах мар Исаака говорится:
- о любви Божией к человеку (Беседа 3);
- о Кресте Господнем и его тайне (Беседа 11);
- о внутреннем устроении подвижника-безмолвника (Беседа 7, 16 и другие).
В то же время, святой много внимания уделяет как сути молитвенного делания, так и правилу совершения молитвы, их внешним формам, количеству и времени (Беседы 13, 14).
Есть здесь и потрясающие по силе покаяния молитвы самого преподобного:«В дверь сострадания Твоего стучусь я, Господи; пошли помощь моим разрозненным порывам, отравленным множеством страстей и мощью тьмы. Возбуди во мне страдание от видения ран моих, хотя бы оно и не соответствовало мощи грехов моих, ибо если осознание степени моих грехов получу я, Господи, не вынесет душа моя горькой боли от них. Помоги слабым порывам моим к истинному покаянию, и да обрету я облегчение от бремени грехов через это страдание, которое – от Твоего дара».
Известные цитаты, изречения
О Кресте Господнем
«Для истинно верующих зрение Креста – не малая вещь, ибо все тайны понимаются через него. Но всякий раз, когда они поднимают глаза и смотрят на него, они как бы вглядываются в лик Христа и так <выражают> они почтение к нему: видение его драгоценно для них и страшно, и в то же время вожделенно. И поскольку они также являются детьми, они имеют еще больше дерзновения к Нему, как дети обычно имеют дерзновение к своим родителем по причине доверчивой любви»
О терпении
«Господь терпит всякие немощи человеческие, не терпит же человека, всегда ропщущего, и не оставляет без вразумления»
О молитве
Мар Исаак особенно подчеркивал нужность правильного внутреннего устроения для молитвы. Прежде всего – ни на кого не иметь зла:
«Быть злопамятным и молиться значит то же, что сеять в море и ждать жатвы»
О чем же молиться?
«Молись, чтобы не впадать в искушения душевные, а к искушениям телесным приуготовляйся со всею крепостью своею. Ибо без них не сможешь приблизиться к Богу, потому что через них уготован Божественный покой. Кто бежит от искушений, тот бежит от добродетели. Разумею искушение не похотями, но скорбями»
Говорит святой и о плодах молитвенного делания, доступных подвижникам, стяжавшим благодать:
«Иное дело – молитвенное услаждение, а иное – молитвенное созерцание. Последнее в такой мере выше первого, в какой совершенный человек выше несовершенного отрока. Иное дело – молитва, а иное – созерцание в молитве. Молитва есть сеяние, а созерцание – собирание снопов.»
Советы мирянам
Монах и уединенный отшельник, мар Исаак редко беседовал с мирянами. Но большинство его советов касаются не конкретно монахов или мирян, а человеческой души вообще, болезни которой едины для мирских и иночествующих.
О мере во всем
«Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным»
О молитвенном правиле
Много ли нужно молиться? Что делать, если немощен – спасешься ли без молитвенного подвига? Вот что отвечает преподобный:
«Мы не принуждаем больных или немощных подчиняться закону и не говорим, что следует подвергать человека тому, что ему не по силам. Ибо все, что совершается со страхом и трепетом, необходимым при общении с Богом, пусть даже оно совершается вне обычного закона, бывает для Бога как избранное приношение»
«При молитве не гонись за количеством и мерой, но с умилением разумей псалмопение и не смущайся от диавола»
О грехе
«Нет греха непростительного – кроме греха нераскаянного»
Об осуждении
«Не питай ненависти к грешнику, потому что все мы повинны; и если восстаешь на него ради Бога, то плачь о нем. И почему ты ненавидишь его? Ненавидь грехи его — и молись о нем самом, чтобы уподобиться Христу, Который не имел негодования на грешников, но молился о них. Не видишь ли, как плакал Он об Иерусалиме (Лук. 19,41)? И над нами во многом посмеивается диавол — за что же ненавидеть того, кто подобно нам осмеян и над нами посмевающимся диаволом? И за что ты, человек, ненавидишь грешника? Не за то ли, что он не имеет праведности подобно тебе? Но где же твоя правда, когда не имеешь любви? Почему не плакал ты о нем? Но ты гонишь его. Иные по невежеству возбуждаются к гневу, считая себя умеющими судить дела грешных».
О духовной борьбе
«Мир этот есть состязание и поприще для состязаний. Время это есть время борьбы. А в стране борьбы, и во время состязания, закона не полагается, то есть царь не полагает воинам своим предела, пока не будет кончено состязание и пока всякий человек не будет приведен к дверям Царя царствующих, и там испытан бывший в состязании, кто не допустил одержать над ним победу и кто обратил хребет свой. Ибо много раз случается, что человек, ни к чему не годный по неискусству своему, непрестанно бывает поражаем и низлагаем и во всякое время являет бессилие, но иногда вдруг похищает знамя из рук у воинства сынов исполиновых — и превозносится имя его, и восхваляется он гораздо более подвизавшихся и соделавшихся известными в победах, и получает венец и дорогие дары паче товарищей своих. Поэтому ни один человек да не останется в отчаянии! Не будем только нерадеть о молитве, и не поленимся просить помощи у Господа».
Почитание
Почитание прп. Исаака в Церкви началось после того, как в церковной среди стали известны его творения: ведь жизнь преподобного и его подвиги были почти скрыты от людей.
Место творений святого в патрологии
Считается, что в Византии книги мар Исаака переведены с сирийского монахами лавры прп. Саввы Освященного в VIII-IX вв. Проницательность, красота языка прп. Исаака, его бесценный опыт — все это сделало его слова и беседы своего рода учебником иноческой жизни. Поэтому многие св. отцы цитируют эти сочинения.
Считается, что в Византии книги мар Исаака переведены с сирийского монахами лавры прп. Саввы Освященного в VIII-IX вв.
В XII в. некоторые беседы появились на славянском языке в составе «Пандектов» Никона Черногорца (сборника правил иноческой жизни, в том числе разных назиданий пустынных подвижников). С конца XV в. о писаниях прп. Исаака узнают на Руси больше: его беседы и слова переводит прп. Нил Сорский. И уже с XVI в. есть упоминания Исаака Ниневийского в святцах.
Слова, беседы, цитаты преподобного включены в издание «Добротолюбия» конца XIX в. (т. 2), подготовленное свт. Феофаном Затворником. Он же составил краткую молитву прп. Исааку:
«Преподобне отче Исаакие! моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемые возможем свободно тещи путём заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас».
Дни памяти
В XVI в. память преподобного отмечалась Русской Церковью 28 декабря, 17 и 28 января. Сейчас из этих дней памяти осталось только 28 января (10 февраля).
На Афоне мар Исаака церковно чествуют 28 сентября. Некоторое время назад празднование почти прекратилось. Возобновлению почитания великого отца много способствовал другой недавно канонизированный святой — прп. Паисий Святогорец, в начале 1990-х гг.
Иконы
Считается, что ранних изображений Исаака Сирина не сохранилось. Первые иконы датируются только XIV в. На них святой представлен в монашеском одеянии и головной повязке с черными и белыми полосами, похожей на чалму. Эта деталь говорит о восточном происхождении преподобного. Еще одна отличительная черта иконографии мар Исаака – свиток в его руке, на котором начертано начало поучения, открывающего одно из наиболее известных его сочинений «Слова подвижнические»: «Страх Божий начало есть добродетели…». Несколько другое изображение преподобного – со свитком, но без головной повязки – известно было в XVI в. в иконостасе Успенского собора в Московском Кремле. Святой изображен между прпп. Феодосием Великим и Ефремом Сирином.
Источник: pravoslavie.wiki