Валаамские старцы: «Всему своё время».
Наставления святых отцов всегда соответствуют Писанию. Исходя еще и из своего духовного опыта, эти духоносные старцы помогают найти нам правильное решение в той или иной ситуации.
Человек нуждается в окормлении духовных отцов. К сожалению, сейчас не у всех есть такие отцы и причины здесь могут быть разные. Где-то их действительно нет, а где-то человек просто не хочет или не найдет такого, который подошел бы ему. Кому-то нужен строгий отец, кому-то более мягкий, но разумно мягкий, конечно же. Да, бывает разное. Но в любом случае у нас есть великое духовное наследие, оставленное валаамскими старцами. Сегодня мы и обратимся к их избранным поучениям. И возможно, кому-то сегодня будет дан ответ на его вопросы.
Игумен Дамаскин (Кононов):
Всему своё время определено от Вышнего Промысла. Было время здоровью, теперь благоволил Господь поболеть. И то и другое — по бесконечной Своей благости, только последнее как бы прикровенно и оно узнаётся по благим своим плодам. Вы ищете от меня слово утешения: вот постоянное утешение, постоянная причина спокойствия – принимать всё, случающееся с нами в жизни, как от благодатной руки Божией. Тогда не будет места ни печали, ни заботе излишней, сердце верующее тогда будет всегда в радости о Господе, Благодетеле и Учителе! Пусть худы священники и монахи, это не повод, чтобы были худы и миряне. Во всякое время есть хорошие и худые люди и среди мирских и среди духовных лиц. Худ человек не от того, что другие худы, а от того, что не хочет быть хорошим. «У них есть Моисей и пророки» (Лк.16:29), затем нет им извинения во внешних причинах. Скорби неизбежны в жизни человека и они — дар Божий великий. Трудно их переносить, подчас очень трудно, но Бог наш есть Бог милости, щедрот и всякой утехи. За благодарное претерпение скорбей Он дарует нам и соразмерное скорби утешение. Будем уповать всегда на Его великую благость!
Монах Иосиф (Шорин):
Вся жизнь моя переполнилась грехами, нет сил терпеть их бурного волнения и я, подобно Ионе, ниспустившемуся даже до ада во чрево китово, в котором он задыхался от чрезмерного жара и тесноты, так и я изнемогаю, томимый грехом, но, уповая на Твое великое милосердие, никакими грехами не преодоленное, взываю смиренно с ним: «Владыка! От тления страстей возведи мя, как и Иону возвел от кита, прообразуя свое тридневное воскресение, в нем же и в Пречистых, Животворящих Твоих Тайнах, да обрящу спасительные залоги спасительного твоего всепрощения, в них же весь мир, верующие души обретают примирение и спасение. Слава Тебе, Всемилостивый Господи Иисусе, грешников кающихся спасительное примирение и спасение. Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже, посетивший нас Своею милостью.
Схиигумен Иоанн Алексеев:
По вере вашей Господь по Своему милосердию поможет вам в тяжелые минуты, однако знайте, что наша жизнь временная в сей юдоли плачевной проходит с очень большими переменами. Ведь иногда нападает такое недоброе чувство, просто хоть в голос кричи, и всегда, почти каждый день бывают изменения: то печаль, то радость, подобно как в воздухе то солнце светит, то находит туча и льет дождь, сияет молния и гром гремит. Иногда так громыхнет — просто делается жутко, иногда такая буря поднимается, что деревья с корнями валит. Точно так и у нас бывают перемены, и все мы, бедные человеки, испытываем это. Одно средство в такие тяжелые минуты — надо обращаться к Богу и во время скорбей надо ждать радости, а во время радости надо ждать скорбей. В святом Евангелии каждое слово свято и влияет на людей на кого как, это видно в житиях святых.
Иеросхимонах Михаил (Питкевич):
Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся, опять согрешил — опять покайся, и так до конца. Делая так никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение. А для этого нужно блюсти помыслы. Бывают они добрые, безразличные и худые. Последних никогда не принимай. Как появился прилог, отсекай его сразу молитвою Иисусовой. А если станешь его рассматривать, то он к тебе приразится, ты им заинтересуешься. Он тебя очарует и ты с ним согласишься и будешь обдумывать, как бы его исполнить, а потом его исполнишь делом — вот и грех.
Схимонах Никита:
Вот, братия, живем мы, да смотрите ещё как живем: сыты, одеты, всё готовое у нас, – а доживем ли до завтра? да что до завтра, может быть чрез мгновение судия нас позовет, и за всё с нас спросится: за каждое слово, самое незначительное, но праздное, за каждый взгляд нескромный! Ох страшно, страшно и подумать, что отвечать будем?
Как знать человеку, угодил ли он Богу? У людей один суд, у Бога другой – нелицеприятный. Хотя и кажется человеку, что хорошо он поступает и живет, но нельзя быть уверенным никогда, что всё, по нашему мнению, хорошее, делаемое нами – непременно угодно Богу. Одно верно и непреложно – это величайшее Божие милосердие, на это и надо только надеяться с молитвою и смирением. И благодари, знай Господа! Сделал – благодари! Получил милость от Бога – опять благодари! Скорбь ли нашла, не выходит твое дело, – не падай духом, опять благодари: видно, уж это для нас же лучше; Господь-то Промыслитель знает, что творит. Он и скорбь посылает, для нас же лучше. Ну, благодари и радуйся!
Дай Бог всем нам уразумения!
Слава Богу за всё!
Источник: www.pravoslavie.one