Наш мир, увы, наполнен злом и страданиями. С самого момента грехопадения человеческая природа была заражена грехом, который стал одним из свойств человека. Как сказано в Ветхом Завете: «Ибо нет человека, который не грешил бы» (3 Цар. 8: 46).
И эта греховность выливается в то, что знакомо каждому из нас: зависть, гнев, осуждение, обиды, ложь и многое другое. А в более страшных и глобальных проявлениях становится почвой для ненависти к людям за их вероисповедание, национальность, цвет кожи, образ жизни, политические взгляды и прочее. Такая ненависть на протяжении истории становилась почвой для многочисленных войн и геноцидов с жестокими казнями и мучениями. Так было в прошлом, так есть и сейчас.
Мир лежит во зле. И ведь парадокс в том, что каждый человек, испытывающий ненависть, считает себя хорошим и правым. В глубине души каждый хотел бы, чтобы этого зла не было в мире, но оно есть. В большей или меньшей степени в каждом из нас. И становится печально от осознания этой безысходности.
И причины для печали есть в жизни не только общественной, но и личной, у каждого. Печаль – это естественная реакция на жизненные трудности и потери, особенно на потерю близких. Однако если полностью поддаваться печали, то она может перерасти в уныние. Уныние – это греховное состояние, которое возникает, когда человек отказывается бороться с печалью и погружается в бездну отчаяния. Важно различать эти два состояния и не позволять унынию взять верх.
Если печаль появляется из-за внешних факторов, то уныние уже зарождается в самом человеке. И в жизни духовной оно сопровождается неверием в Промысл Божий, охлаждением веры, надежды на Бога и любви к Нему, ближним и к себе. Человек в унынии уже не желает молитвы и спасения, все дальше погружаясь в эту бездну.
В особых случаях такое состояние может даже перерасти в депрессию. В массовой культуре этим словом принято называть глубокую тоску, но это совсем не так. Депрессия – это уже тяжелое психофизиологическое состояние, из которого невозможно выбраться без медицинской помощи. Подробно на ней останавливаться не будем, так как тема депрессии очень обширная и относится к области психиатрии.
Так как же быть? Как не впасть в уныние, когда вокруг столько ужасных новостей, когда что-то непоправимое случается в личной жизни? Ответ один: нужно найти в себе силы преодолеть печаль, чтобы не оставаться в ней надолго. Но как это сделать?
Прежде всего нужно помнить о своей вере. Для православного человека всегда есть смысл жить, благодаря любви к Богу и ближнему. Верующий человек знает, что Бог его никогда не оставит, даже когда мир кажется злым и безнадежным. Возложите свои тревоги и проблемы на Бога. Как говорит Псалтирь: «Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает» (Пс. 54: 23). Уже одно осознание этого поможет легче справиться с тревогой и печалью.
Если говорить о потере близких, то важно помнить один факт: плача об усопшем, мы на самом деле плачем о себе. Душа умершего человека начала новый путь, путь частного суда и вечной жизни. Умершие отправляются к нашим ранее усопшим родным и близким: к своим любимым бабушкам и дедушкам, к почившим друзьям. Их ждет встреча, полная любви и радости. Плачем же мы о себе. Это я теперь долго не увижусь с ним, это я теперь буду скучать здесь, на земле. Плача, я по сути жалею себя. Для неверующих это действительно трагедия и ужас, ведь они не верят в продолжение жизни и для них смерть – это конец. Но для нас есть Божие обетование, что там мы все снова увидимся и будем вместе. Мы расстаемся не навсегда.
Для православного человека всегда есть смысл жить, благодаря любви к Богу и ближнему
Мы зачастую смотрим на нашу жизнь с позиции «здесь и сейчас» и нечасто задумываемся о жизни и смерти с точки зрения вечности. Богу важно, чтобы человек получил спасение в вечной жизни, поэтому и забирает отсюда человека тогда, когда он наиболее готов. Нам это кажется несправедливым, «ему бы еще жить да жить», но с точки зрения вечности именно этот момент был наилучшим для перехода. Момент, наилучший именно для этого человека. Ему предстоит радость встречи с ушедшими туда близкими и с Самим Богом, ему сейчас как никогда нужна наша молитва. Но мы продолжаем слезно жалеть себя, когда нужно усиленной молитвой и любовью поддержать умершего.
Наша жизнь здесь – лишь подготовка к жизни дальнейшей. Никогда не забуду историю одной больной девочки. Она родилась в верующей семье, была лежачей, но в ясном сознании: могла разговаривать и молиться. Прожила около двадцати лет. И однажды утром она заявила родителям: «Помойте меня сегодня, я домой пойду». Родители не очень поняли, она ведь и так дома, да и ходить она не может. Мысли о смерти, как водится, отметали. Но просьбу выполнили. Вечером, с улыбкой на устах, она закрыла глаза навсегда.
Пожалуй, самое православное отношение к смерти и посмертию я видел в мексиканском празднике «День мертвых». У них не принято плакать об усопших. Более того, считается, что наши слезы им только мешают. Этот праздник для них – невидимая встреча с умершими: мексиканцы устраивают фестивали с музыкой и танцами, угощениями, со смехом и радостью. Да, немного приземленно и отчасти по-язычески они полагают, что днем умершие приходят к ним в гости, поэтому праздник начинается с семейного застолья, а вечером все идут на кладбище, словно на вокзал, – обратно провожать усопших в загробный мир. И помимо песен и угощений, они общаются с мертвыми, как с живыми: рассказывают новости, делятся радостями и переживаниями. Этот праздник наполнен стремлением сделать так, чтобы мертвые не скорбели о разлуке, а радовались встрече, то есть делается все не для живых, а для усопших.
Не позволяйте печали завладеть вашей душой. Важно помнить, что печаль не принадлежит вам, а является внешней силой, способной привести вас к унынию. Апостол Павел говорит нам: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18). Даже если кажется, что ничего хорошего не происходит, подумайте, за что вам благодарить Бога. Радость есть в простых вещах. Помните, что жизнь во всех ее проявлениях – это самый главный дар Бога человеку. Учитесь ценить дары жизни и радоваться тому, что мы родились, крестились, у нас есть близкие, что мы еще живы и можем сделать еще немного добра.
Не забывайте, что мир, несмотря на свои злоключения, все же полон добра и красоты. Найдите время на то, чтобы увидеть это добро вокруг себя, и не поддавайтесь мрачному настроению. Более того, сами творите добро. Помогайте близким, подавайте нищим. Об этом говорится и в Псалтири: «Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину» (Пс. 36: 3). В конце концов, Господь учит нас, что не нам все должны, а мы должны служить ближним, как себе. Не все вокруг виноваты в наших трудностях, а наши собственные грехи.
И, конечно, не забывайте о молитве. Господь готов быть с каждым из нас, но будет участвовать лишь в жизни того, кто сам Его об этом просит. Он не будет навязчив. И если человек не просит Бога об участии в жизни, о помощи, то Он не станет действовать в жизни такого человека, ведь Он Сам дал нам свободу воли. И только с Его помощью мы способны справиться с унынием, как и с остальными грехами. Как говорил апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13).
Находясь в состоянии уныния, человек перестает молиться и надеяться на Бога. Он словно опьяняется своей скорбью и печалью и в итоге перестает делать что-либо полезное для себя и близких. Этим и опасно уныние. А ведь именно молитва и взаимопомощь могут избавить от печали и дать надежду на будущее и помощь Господа. Так апостол Павел утешает христиан Коринфа: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» (1 Кор. 10: 13).
Примером того, как справляться с печалью, может служить история царя Давида. Когда он столкнулся с предательством и потерей своего сына, он испытал глубокую скорбь. Однако вместо того чтобы поддаться унынию, он обратился к Богу и нашел утешение в покаянии и молитве.
В Притчах говорится: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч. 3: 5–6).
Печаль и скорби – это вызовы, с которыми каждый человек сталкивается на своем жизненном пути. Однако, следуя наставлениям Библии и черпая силу в вере, мы можем научиться справляться с ними и не позволять им овладеть нами. Верующие люди всегда находят утешение и поддержку в общении с Богом – молитве и чтении Библии, что помогает нам сохранять надежду и бороться с унынием. Важно помнить, что Бог всегда рядом с нами и готов помочь нам преодолеть любые трудности.
«Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс. 15:11)
Иерей Алексий Таах