«Днесь благодать Святаго Духа нас собра…»
Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Сегодня, дорогие братья и сестры, Святая Церковь празднует сразу два события: воскрешение праведного Лазаря и торжественный Вход Господа и Спасителя нашего в Иерусалим. Эти два события тесно связаны между собой. Святая Церковь в нынешний праздник поет: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…». Христово Воскресение и воскрешение Лазаря являются указанием на будущее всеобщее воскресение всех людей. Потому эти два события и воспоминаются за Богослужением.
Во время сегодняшнего Богослужения Святая Церковь поет: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» (стихира на «Господи, воззвах»), — это очень утешительные для каждого из нас слова. Они говорят, что на это торжество, на этот праздник собрал нас Дух Святой для того, чтобы, взяв Крест Спасителя нашего и Господа, воспевать: «Благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних».
После этого праздника, как вы знаете, начинается Страстная седмица, в Богослужениях которой постоянно воспоминается святой Крест, страдания Спасителя и Господа «нас ради человек и нашего ради спасения», Его крестные муки, Его смерть и затем Его преславное Воскресение.
В нынешний праздник Святая Церковь готовит нас к тому, чтобы мы соответствующим образом провели Страстную седмицу. Послушайте еще раз эти глубоконазидательные слова церковного песнопения: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в Вышних».
Святая Церковь зовет нас к повторению торжественной хвалы, которая воспевалась отроками, с вайями (ветвями) встречавшими Спасителя Господа при входе Его в Иерусалим. Но, говорит Святая Церковь, эти песнопения надо воспевать, взяв Крест Господень, а не только держа в руках ветви.
Что это значит — взять Крест Господень? И как это можно сделать?
Это сделал во время земной жизни Спасителя, когда Господь шел на Голгофские страдания, Симон Киринейский (Мф. 27, 31—32). Он поднял тяжелый деревянный Крест, который сначала нес Сам Спаситель и изнемог под его тяжестью, и помог донести этот Крест до Голгофы.
Если бы мы, дорогие братья и сестры, могли взять Крест Господень на себя, то, как говорят святые отцы, на земле был бы рай. Взять на себя Крест Господень — это значит следовать примеру Господа нашего Иисуса Христа. Если Он страдал за нас, то и мы должны страдать друг за друга. Если Он свои страдания предпринимал для нашего спасения, то и мы должны предпринимать посильные труды для спасения наших ближних, совершать дела христианской любви.
Святая Церковь без Креста существовать не может. Свое основание она имеет на Кресте, с Крестом она совершает свой путь и Крестом венчается. Точно таков должен быть путь жизни человека-христианина.
Церковь Святая дает своим чадам крест, который и является для них Крестом Господним. Так, например, при рукоположении священнослужителя на него возлагается крест, который должен напоминать ему, что в продолжении всей своей жизни пастырь должен быть носителем Креста Христова, но не только носителем, а и исполнителем тех дел, которые совершал Господь наш для рода человеческого. Возлагается Крест Христов на христиан и при пострижении в монашество. На плате, который называется параман, написаны слова: «Аз язвы Господа моего Иисуса Христа на теле моем ношу». И на каждого из нас, дорогие братья и сестры, Крест Христов обязательно возлагается при святом Крещении, возлагается на нашу грудь. И еще дается Крест Христов Церковью в руки человеку усопшему. Это возложение Креста бывает часто помимо воли самого человека. Случаи, когда в предсмертный час человек сам бы взял в руки крест, очень редки. Обыкновенно крест влагают в в руки почившего, когда душа уже покинет его тело.
Во всех вышеперечисленных случаях возложение креста означает крестоношение.
Но вот что, дорогие братья и сестры, прискорбно. Все мы верующие, все крещены во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, и при этом бывают случаи, когда человек идет к Святому Причастию, но у него не надет крест. И отношение к этой святыне у нас часто очень безразличное.
Таким образом, бывают случаи, когда мы сами, в самых ответственных моментах нашей жизни, отказываемся от крестоношения. И тогда то, что мы стоим ныне с вайями, обесценивается, потому что хороши ветви тогда, когда они в руках, а на нашей груди находится Крест Христов.
Так, накануне Страстной седмицы, когда почти ежедневно вспоминается Животворящий Крест Христов, Святая Церковь подготавливает нас к тому, чтобы мы Крест Христов взяли на себя и не роняли его, а подняли и несли, как это сделал Симон Киринейский. Только тогда мы должным образом сможем провести Страстную Седмицу и в радостном общении со Христом встретить Его Светлое Воскресение.
Вайи — это символ жизни. Отрадно видеть при наступлении весны как зацветают цветы, как появляются листочки на деревьях, как пробуждается, оживает природа. Мне сейчас невольно вспомнились слова одного святителя нашей Церкви, который восхвалял Господа такими словами: «Как Ты прекрасен в торжестве весны, когда восклицает вся тварь и на тысячу ладов радостно взывает к Тебе: Ты — Источник Жизни, Ты — Повелитель смерти. При лунном свете стоят долины и леса в своих белоснежных подвенечных уборах, вся земля — Невеста Твоя. Она ждет Нетленного Жениха. Если Ты траву так одеваешь, то как же нас преобразишь в будущий век воскресения, как просветятся наши тела, как засияют души?!»
Такое душевное настроение может переживать каждый из нас. И вот еще одно изречение того же архипастыря: «Отчего вся природа таинственно улыбается в дни праздника, отчего тогда в сердце развивается дивная легкость, ни с чем другим не сравнимая, и самый воздух алтаря и храма становится светоносным? Это — веяние благодати Твоей».
Мы с вами, братья и сестры, чувствуем веяние благодати Божией не только в дни великих праздников, но и за каждым Богослужением в святом храме. В сегодняшний праздничный день желаю вам быть безропотными носителями Креста Христова, чтобы Крест Христов помог нам богоугодно подвизаться и радостно встретить светлый праздник Воскресения Христова. Аминь.
Слово на Вход Господень в Иерусалим. Патриарх Пимен (Извеков)