Православные христиане отмечают Торжество Православия. Но православны ли мы с вами, дорогие братья и сестры? Что значит «православный»? Слово «православный» значит – православно мыслящий, верующий в Бога и верующий Богу. Может ли каждый из нас сказать о себе – «Я верую в Бога» и «Верую Богу»? Эти два понятия, как справедливо замечает св. Григорий Палама, не являются тождественными.
«Я верую в Бога» означает: я верующий, я признаю бытие Божие и православно о Нем мыслю; а «Я верую Богу» означает: все Божия обетования по отношению к нам я считаю истинными и незыблемыми. Быть православным и означает, иметь и первое и второе. Быть православным означает еще и быть оправданным, то есть иметь твое Православие оправдывающую веру.
В Ветхом Завете, в лице Авраама, дан нам яркий пример православного человека, человека оправданного. О нем ап. Павел говорит: «поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в правду» (Рим. 4:3). В чем же выразилась вера Авраама, что он был оправдан? Мы знаем, что Авраам принял от Бога обещание, что в его семени, в его сыне Исааке, благословятся все племена Израиля; и тут же велит Бог Аврааму принести Исаака, бывшего в детском возрасте, в жертву! Как же это понять? – Через Исаака должно исполниться обещание и тут же: принеси его в жертву! Что бы вы, православные, подумали, что бы подсказали вам ваши ум и сердце и что бы сказали вы – в данном случае? Но вот Авраам, Богу верующий, нисколько не возражая, готов был своими руками заклать своего ребенка, не поколебавшись в то же время в вере, что чрез него, чрез Исаака имеющее сбыться обетование остается истинным и незыблемым.
Какой яркий пример оправдывающей веры! «Мои мысли не ваши мысли» и «пути Мои, не ваши пути», – говорит Господь. И еще: «Скорее небо и земля прейдут, нежели из закона пропадет черта одна». Авраам, он был воистину православным, он правильно мыслил о Боге и верил Ему. То же следует сказать и о новозаветных угодниках Божиих: об апостолах, святителях, мучениках, о великом сонме подвижников.
А мы, именующие себя православными, являемся ли таковыми? Имеем ли мы подобную им оправдывающую веру, правильно ли мыслим о Боге и веруем ли мы Ему? Ведь, слушая заповеди блаженства, слушая эти ступени лестницы, по которой следует нам ввысь, ко Господу, подниматься: «Блажены нищие духом… яко ваше есть Царство Небесное; блажены плачущие… блажены гонимые правды ради» и «горе богатым, горе смеющимся, горе насыщающимся, горе, когда рекут о вас добро вси человецы», – мы, если не улыбнемся, то скажем в себе: это ныне не жизненно, или же мимо ушей пропускаем слово Господне.
И еще взглянем на себя: Христос обещает нам радость вечной жизни, обещает наследие славы и царства, – и в то же время велит нам распять плоть со страстями и похотями, велит поститься, велит снять рубашку и отдать неимущему; велит жить стесненно и всегда быть готовым предстать пред Судией Нелицеприятным.
Скажите, имеем ли мы усердие к выполнению этих повелений Божиих? Будем правдивы, стоя пред Господом: нет в нас усердия, ибо лукавствующим умом, глубоко повергающим наше сердце в тину плотяности, суеты и греха, подорвано в нас доверие Богу; мы просто отклоняем от себя мысли о данных нам Христом обетованиях: это, мол, далеко, а пока что надо жить, – говорит наш ум лукавствующий. При таком состоянии духа не может быть в нас оправдывающей веры, веры – возводящей нас, по степеням добродетелей, в объятия Отчие. Готовность к закланию Исаака не только выявила исключительной глубины и силы веру Авраама, но и Бога сделала Должником, стала причиной того, что от семени Авраама должен был родиться Христос, чрез Которого благословились все племена земные.
Сказанное об Аврааме следует отнести и к нам. Смирение и послушание воле Господней, целомудрие и жизнь, со всем нашим благополучием, для других, распятие плоти совершаемые нами во исполнение велений Божиих, все это не только выявляет насколько мы православны, насколько мы веруем обетованиям Христовым, но и делает Бога нашим Должником, должником в даровании нам славы и радости жизни вечной.
«Покажи мне веру от дел твоих» – обращается к нам ап. Иаков, всем образом нашей жизни определяется мера нашей веры и нашей православности. Сегодня Неделя Православия. Все мы призваны к участию в утверждении Правой Веры Христовой в мире сем, в утверждении нашей «верой в Бога» и «верою Богу».
Аминь.
Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)