Великий праздник Рождества Христова – один из важнейших в православном церковном календаре, праздник пришествия в мир Спасителя – воплотившегося Сына Божия. Установлен в честь рождения по плоти Господа нашего Иисуса Христа от Пресвятой Девы Марии. В Русской Православной Церкви отмечается 7 января (25 декабря по старому стилю) и предваряется сорокадневным постом.
Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух дополняющих друг друга Евангелиях – от Матфея и от Луки. Согласно этим источникам, во времена царствования императора Августа в Риме и царя Ирода в Иудее по решению императора была устроена перепись населения. При этом евреям – для участия в переписи – надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Праведный Иосиф и Дева Мария, ожидавшая к тому времени скорого рождения Сына, отправились в Вифлеем, так как были потомками царя Давида, происходившего из этого города. Придя сюда, они не нашли свободного места в гостинице и вынуждены были, хотя и стояло холодное время года, поселиться в пещере, служившей хлевом для скота. В этой пещере, среди сена и соломы, в обстановке, лишенной даже обыкновенного удобства, ночью у Пресвятой Девы и родился Сын – Богомладенец Иисус Христос. Мария спеленала Его и положила в ясли.
В это время неподалеку пастухи пасли на поле стадо жертвенных животных. Вдруг среди ночного неба засиял чудесный свет и перед ними предстал Ангел и сказал: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». После этого явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Пастухи поспешили в Вифлеем, нашли в пещере Марию, Иосифа и Младенца, поклонились Христу и рассказали о произошедшем с ними чуде.
На восьмой день Младенца обрезали, в соответствии с ветхозаветным законом, и нарекли Ему имя Иисус (в переводе с др. еврейского – «Спаситель»), предсказанное Ангелом. Когда Святое семейство еще было в Вифлееме, с Востока, из Персии, пришли в Иерусалим языческие волхвы (маги), чтобы поклониться Царю Иудейскому, чудесную звезду Которого они видели на небе. Царь Ирод, услышав об этом, встревожился, призвал первосвященников и книжников и узнал от них, что Христос должен родиться в Вифлееме. Ирод повелел магам идти в город Давида и разведать, где находится Младенец, чтобы позже самому поклониться Ему.
Волхвы вышли из Иерусалима и опять увидели чудесную звезду, которая вела их до самого дома, где был Богомладенец. Придя ко Христу, маги поклонились Ему и принесли дары: золото – как Царю, ладан – как Богу, смирну (ароматическая смола, состав, который предотвращал тема умерших от слишком быстрого истления) – как Тому, Кто должен умереть. После этого они получили Откровение от Ангела не возвращаться к Ироду и другим путем отошли в свою страну.
Когда Ирод узнал, что маги его обманули, пришел в страшную ярость и послал убить всех младенцев в Вифлееме младше двух лет, чтобы вместе с ними убить новорожденного Мессию.
Однако Христос был чудесно спасен от смерти, потому что Ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода, а затем вернулись на родину и поселились в галилейском городе Назарете. В этом селении Господь Иисус Христос прожил до тридцати лет, повинуясь Богородице и мнимому отцу Иосифу, помогая ему в деле плотничества, «преуспевая в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».
Богослужение Рождества Христова – одно из самых торжественных в Церкви. Канун праздника называется навечерием, или сочельником. Устав предписывает в этот день строгий пост – полное воздержание от пищи до окончания вечерни и литургии. Богослужение навечерия и самого праздника представляет собой единый литургический цикл, распространяющийся на двое суток, каждая служба в эти дни по-разному раскрывает событие Рождества Христова и его духовное значение. Если Рождество приходится на воскресенье или понедельник, это придает богослужению дополнительные особенности.
В 2020 году Царские часы, именуемые так благодаря обычаю византийских императоров, а затем и Московских царей присутствовать за этим богослужением, будут совершаться утром в понедельник 6 января (сочельник). На этом богослужении церковь вспоминает ветхозаветные пророчества и события, относящиеся к Рождеству Христову, на каждом часе звучит Апостол и Евангелие. Сразу после часов совершается праздничная великая вечерня в соединении с литургией свт. Василия Великого. На вечерне читаются восемь ветхозаветных паремий, содержащих пророчества о пришествии в мир Спасителя, Апостол и Евангелие. По отпусте литургии на середину храма выносится свеча, священнослужители встают перед ней и вместе с народом впервые в году поют тропарь и кондак Рождества.
Всенощное бдение под Рождество, которое совершается 6 января в вечернее или ночное время, состоит из великого повечерия и утрени. В самый день праздника будет служиться литургия свт. Иоанна Златоуста, она может служиться ночью сразу после бдения, либо 7 января с утра.
Период от Рождества Христова до Крещения традиционно называется Святками. В это время (кроме 18 января, Крещенского сочельника) нет поста, не совершаются земные поклоны, а верующие прославляют пришедшего в мир Христа и веселятся. Святки – значит «святые дни», и смысл их не в том, чтобы радоваться непостной еде и веселым играм (хотя все это – вознаграждение за труд поста), а в том, чтобы соприкоснуться с Радостью, которая пришла в мир вместе со Христом.
Тропарь Рождеству Христову (глас 4)
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе.
Кондак Рождеству Христову (глас 3)
Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог.
Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Рождшагося от Безневестныя и Пречистыя Девы Марии.
Еженедельная приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы Выпуск № 2 ( 1 8 0 ), 0 7 . 0 1 .20 2 0 2