Великий князь Александр Ярославич Невский — самый известный святой из немалого числа прославленных воинов Руси. Почитание его как святого возникло сразу после его смерти и было сохранено русским народом на протяжении всей истории — вплоть до времен новейших. Имя благоверного князя Александра Невского стало синонимом высокого патриотического служения, укорененного в стремлении исполнить правду Божию. Вот слова нашего знаменитого историка С.М. Соловьева: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории…»
Александр Невский родился приблизительно в 1220 году в Переяславле. Его отец, князь Ярослав Всеволодович (во святом крещении Феодор), был в то время Переяславским князем. В юности Александр вместе со старшим братом Федором был наместником отца в Новгороде, а после того, как отец получил великое княжение в Киеве, княжил в Новгороде (фактически с 1236 по 1252 годы).
Правление князя Александра выпало на чрезвычайно трудное время: враги нападали на Русь одновременно с разных сторон: с востока — татаро-монголы, с запада — латиняне. Богатый Новгород от татар откупился, а от Литовского государства и шведов откупиться не получилось. Шведы двинулись в поход против Новгорода в 1240 году; они собирались основать новую крепость и отсечь город от Карелии, т.е. лишить Новгород почти пятой части принадлежащей ему территории (позднее — Вотская пятина).
Князь Александр, услышав о приближении шведских войск к Новгороду, «разгорелся сердцем и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: „Боже славный, праведный, Боже великий, сильный, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, Ты повелел жить, не преступая чужих границ“. И, припомнив слова пророка, сказал: „Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне“. И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил» (Повесть о житии Александра Ярославича Невского).
Разгром шведов на Неве 15 июля 1240 года стал первой блистательной победой князя Александра; с этого времени его стали называть Невским. По свидетельству жития, именно перед этой битвой князь обратился к войску со словами: «Не в силе Бог, а в правде». Александр сумел отвоевать старинную русскую крепость Копорье, освободил Псков, а в 1242 году разбил на льду Чудского озера войска Ливонского ордена.
После смерти отца в 1247 году князь Александр вместе с младшим братом Андреем отправился в Золотую Орду к хану Батыю, а затем — в Монголию, в ставку великих ханов Каракорум. Домой он вернулся только через два года. Его брат Андрей стал владимирским князем, а Александр, получив ярлык на киевское княжение, остался в Новгороде.
Князь Александр видел, что справиться своими силами одновременно со всеми врагами невозможно, и проявил лояльность в отношении Золотой Орды. Главной своей задачей он видел оборону западных рубежей. Брат его Андрей княжил во Владимире и заручился помощью Запада в борьбе с татарами, но платой за эту помощь было принятие унии. В 1251 году к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой папы Иннокентия IV. По рассказу летописца, Александр в своем ответе папскому посольству изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем». При поддержке татар Александр Невский овладел Владимиром, посадил на княжение в Новгороде своего сына Василия. Князь Андрей, сторонник унии, бежал в Швецию.
В 1262 году Александр заключил с литовским князем Миндовгом союзный договор против Ливонского ордена и отправился в Золотую Орду: в ходе антиордынского восстания
во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя. Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Пробыв там целый год и успокоив хана Берке, на обратном пути князь скончался, это случилось 23 ноября (6 декабря по новому стилю). Перед смертью он был пострижен в схиму с именем Алексий. Тело князя погребли в 1263 году в Рождественском монастыре Владимира. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «Уже погибаем!»
В 1380 году произошло обретение нетленных мощей св. Александра Невского. В 1491 году во Владимире полыхал страшный пожар, незадолго до которого горожане видели над Рождественским монастырем святого Александра на коне. Во время пожара мощи и пелена, лежащая на гробе святого, уцелели.
Общецерковное прославление в лике святых благоверного князя Александра Невского состоялось на Соборе 1547 года. К этому событию была написана служба и «Слово похвальное Александру». Автор «Слова» записал происходившие от мощей чудеса, которые были засвидетельствованы монахами Рождественского монастыря.
4 июля 1723 года, вскоре после окончания Северной войны, Петр I повелел перенести мощи блгв. кн. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург, чтобы таким образом освятить новую столицу, новую обитель (Александро-Невский монастырь) и заключение Ништадтского мира. До Новгорода святые мощи торжественно несли на руках, а от Новгорода везли на богато украшенной лодке. Торжественная встреча мощей великого князя произошла 30 августа (12 сентября по нов. ст.) 1724 года в Усть-Ижоре, близ места Невской битвы. В этот же день был освящен во имя Александра Невского верхний храм церкви Благовещения Пресвятой Богородицы Александро-Невского монастыря, и здесь установлена рака с мощами. В 1725 году архимандрит Гавриил (Бужинский) составил службу на день перенесения мощей, празднование св. блгв. кн. Александру Невскому в ней совмещалось с благодарением Богу в день заключения мира со Швецией.
В настоящее время честные мощи Александра Невского пребывают в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.